Как работает оператор фискальных данных (ОФД)
С 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника должна будет не только печатать чеки, но и отправлять их электронные версии оператору фискальных данных. Для этого вместо ЭКЛЗ надо поставить фискальный накопитель, подключить ККТ к интернету и заключить договор с оператором фискальных данных. Новые правила применения ККТ обусловлены вступлением в силу изменений 54-ФЗ. В статье вы узнаете как работают ОФД, что такое фискальный накопитель и какая техника отвечает новым требованиям. |
Полезно
|
Кто такие ОФД?
Операторы фискальных данных играют роль сборного пункта. Они принимают от разной контрольно-кассовой техники данные о расчётах и передают в налоговую. У оператора фискальных данных есть собственный центр обработки данных. ОФД может работать только при наличии лицензии ФСБ на работу с шифровальными средствами.
Покупатель оплачивает товар. Продавец пробивает чек на онлайн-кассе, и данные о продаже моментально записываются на фискальный накопитель и передаются по интернету оператору фискальных данных. ОФД передает в налоговую данные со всех касс.
Что нужно магазину для работы с ОФД?
- Договор с ОФД на обработку фискальных данных
- Интернет
- ККТ с фискальным накопителем и подключением к интернету
Контрольно-кассовую технику нужно будет зарегистрировать в личном кабинете на сайте ФНС. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись.
Как работает ОФД? Разбираем изменение 54 Федерального Закона
Посмотрим на примере. Покупатель приходит в магазин за пакетом молока. Кассир сканирует штрих-код с упаковки молока или набирает сумму на клавиатуре кассового аппарата.
Внутри ККТ (кассового аппарата) стоит фискальный накопитель. Он сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, формирует и отправляет пакет данных на сервер ОФД.
Оператор фискальных данных формирует ответный фискальный признак и посылает квитанцию, подписанную фискальным признаком, контрольно-кассовой машине. Когда фискальный накопитель зарегистрирует квитанцию, регистрация чека по новым требованиям завершится.
Затем оператор фискальных данных передаёт данные о расчётах в налоговую. Покупатель получает два чека: бумажный и электронный (на электронную почту или абонентский номер).
На чеках размещены QR-код и ссылка. Покупатель может отсканировать код камерой смартфона или перейти по ссылке. Покупатель попадёт на сайт сервиса проверки чеков. Там он проверит, чтобы зарегистрированный в ОФД чек соответствовал бумажному. Если суммы разные, покупатель может пожаловаться на магазин.
Электронный чек полностью заменит бумажный?
Электронный чек содержит ИНН магазина, названия товаров, сумму уплаченных налогов и всю остальную информацию. Но по просьбе покупателя продавец всё равно обязан выдать бумажный чек.
Дримкас ОФД на 15 месяцев
Заключите договор с ОФД без бумажной волокиты. Вам не потребуется электронная подпись, не придется отправлять документы по почте или ЭДО, не надо ехать в офис.
Как выглядят чеки нового образца?
Электронный чек
Бумажный чек
Как формируется QR-код и ссылка?
Оператор фискальных данных предоставляет ККТ правила формирования QR-кода и ссылки. Контрольно-кассовая техника формирует QR, ссылку и печатает чек.
А если во время продажи отключится интернет?
У владельца магазина есть 72 часа, чтобы восстановить соединение. В противном случае ККТ перестанет работать.
Что такое фискальный накопитель?
Условно говоря, это ЭКЛЗ нового типа. Фискальный накопитель получает данные чека, обрабатывает их и подписывает фискальным признаком. Затем он отправляет данные чека и фискальный признак оператору фискальных данных . От ОФД фискальный накопитель получает квитанцию, подписанную фискальным признаком, и сохраняет данные чека.
То есть ЭКЛЗ больше не понадобится?
Да, фискальные накопители заменят ЭКЛЗ.
Где купить фискальный накопитель?
Сейчас известно, что ЭКЛЗ можно купить у изготовителя — компании Атлас-Карт. Ещё продажей ЭКЛЗ занимается компания Проксима. Список организацией которые занимаются продажей фискальных накопителей пока не утвержден.
Фискальный накопитель один навсегда?
Нет, его надо менять.
Организациям на общей системе налогообложения — раз в год. Организациям на патенте, ЕНВД и УСН — раз в 3 года.
Кто будет менять фискальный накопитель?
Авторы законопроекта подразумевают, что владелец кассового аппарата может сам менять фискальный накопитель.
Как получить электронную подпись?
Электронные подписи оформляют удостоверяющие центры, аккредитованные Министерством коммуникаций и связи РФ (скачать список). Чтобы оформить подпись, отнесите документы в удостоверяющий центр.
Физическим лицам:
- паспорт
- СНИЛС
Юридическим лицам:
- учредительные документы
- документ о внесении юрлица в ЕГРЮЛ
- свидетельство о постановке на учет в налоговую
Электронную подпись запишут на физический носитель, например USB-флешку. Стоимость услуги узнайте в удостоверяющем центре.
Что делать владельцу магазина для подключения к ОФД?
- Получить квалифицированную электронную подпись
- Заключить договор или контракт с оператором фискальных данных
- Провести в магазин интернет
- Установить в кассовый аппарат фискальный накопитель
- Зарегистрировать кассовый аппарат на сайте налоговой и получить регистрационный номер на сайте ФНС
Как зарегистрировать кассовый аппарат и получить номер?
Зайдите в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Получите регистрационный номер ККТ в личном кабинете. Фискализируйте кассу. ККТ отправит данные в налоговую службу через ОФД. Вы получите карточку регистрации в личном кабинете на сайте ФНС. Регистрация закончена.
Напоминаем, что для регистрации нужна электронная подпись.
Когда начнётся регистрация ККТ для передачи данных ОФД?
Добровольная регистрация ККТ — с 1 апреля 2016 года. Обязательная регистрация ККТ — с 1 февраля 2017 года. К 1 июля 2017 года все кассовые аппараты должны начать отправлять данные о расчётах в ОФД. Закон не подписан, сроки могут измениться.
Мне нужно покупать новый кассовый аппарат?
Нет, если ваша ККТ подключается к интернету и в корпус можно поставить фискальный накопитель, а внутреннее программное обеспечение работает с ФН и ОФД. Если эти возможности недоступны и производитель не станет выпускать комплект доработки, то придётся заменить контрольно-кассовую технику.
Какие кассовые аппараты подходят для работы с ОФД?
У ОФД есть как «железные», так и программные требования.
Требования к устройству:
- подключение к интернету
- место для фискального накопителя внутри корпуса
- печать QR-кодов и ссылок
Требования к программам:
- работы с фискальным накопителем
- работа с ОФД
Разработчики компании Дримкас предусмотрели отсек для фискального накопителя во всех моделях касс Viki и фискальных регистраторов Viki Print.
Программное обеспечение работает по протоколам обмена как между ККТ и ОФД, так и между ККТ и фискальным накопителем. Кассы Viki подключаются к интернету по сетевому кабелю или WiFi.
Я работаю по ЕНВД, кассу не использую. Что делать?
Сейчас — ждать. Правительство готовит проект постановления, где будут точно указаны виды деятельности для применения ККТ.
Что станет с ЦТО?
Обслуживание в ЦТО перестанет быть обязательным. Но контрольно-кассовую технику всё равно придётся ремонтировать. Стоит полагать, что разумные владельцы магазинов не откажутся от технической поддержки.
Надо ли заключать с ЦТО договор на обслуживание после внедрения ОФД?
В обязательном порядке — нет. Но договор с ОФД надо заключить в любом случае.
Может ли ЦТО стать оператором фискальных данных?
Да. Оператором фискальных данных может стать любая организация. Для этого надо иметь:
- Разрешение на обработку фискальных данных от ФНС
- Лицензию ФСТЭК на техническую защиту информации
- Лицензию ФСБ на разработку и производство криптосредств защиты
- Лицензию ФСБ на деятельность по защите данных
- Технические средства для обработки фискальных данных (на праве собственности)
- Технические средства для защиты фискальных данных
- Нежилое помещение в собственности или аренде
ОФД с экономией до 3 000 ₽ в год
Большинство операторов требуют электронную подпись для регистрации и работы в ОФД: она стоит от 1 500 ₽ до 3 000 ₽ в год. Для работы с Дримкас ОФД подпись не нужна.