Как открыть продуктовый магазин

Социологи из компании Nielsen подсчитали, что уровень жизни россиян постепенно возвращается к докризисным показателям.

Спрос на товары повседневного использования, в том числе на продукты, вернулся к уровню 2014 года.

Поменялась модель потребления: покупатели предпочитают более дешевые продукты, а магазинам пришлось перестраивать ассортимент и придумывать акции. Однако они не терпят убытки как, например, предприятия услуг. Даже в кризис магазин — выгодный бизнес.

Как выжить магазину в кризис

Чтобы открыть продуктовый магазин нужно собрать пакет разрешающих документов, арендовать помещение, найти поставщиков и сделать так, чтобы покупатели о вас узнали. Разберем каждый шаг.

Выберите помещение

Расположение — 80% успеха розничного магазина. Большая удача, если вам удастся разместиться в проходном месте.

Под аренду выбирайте помещение, изначально спроектированное для торговли. Это поможет сэкономить на переделках и избежать волокиты с приведением помещения к нормам. Не верьте арендодателю на слово — проверьте, чтобы документы на коммуникации были оформлены правильно.

СЭС и другие инстанции предъявляют требования к вентиляции и площади помещения, исправности проводки и противопожарной системы. Актуальные требования можно выяснить на сайте СЭС и МЧС.

По новым правилам использования ККТ, в магазине должен быть интернет, чтобы передавать чеки в налоговую в электронном виде. Поэтому обратите внимание на возможность подключения WI-FI или хорошую работу мобильного интернета в помещении.

Договор на длительный срок выгоднее краткосрочного, ведь у вас появляется отличный повод, чтобы попросить скидку.

Понятно, что в начале бизнеса никто не думает о плохом, но все-таки предусмотрите путь для отступления. Оговорите условия досрочного расторжения договора — если точки не выйдет на уровень ожидаемой прибыли в установленный срок, договор придется расторгнуть.

Также обратите внимания на условия продления договора аренды: не предусмотрено ли повышение цены. Чтобы избежать неприятных неожиданностей — перепроверьте договор вместе с юристом.

Соберите документы

Если вы хотите сэкономить время — отдавайте на аутсорсинг сбор документов и разрешений для открытия магазина.

Если же вы намерены сделать все самостоятельно, то вам нужно оформить:

  1. В налоговой по месту регистрации или в районе, где открывается магазин, получите свидетельство юридического лица или ИП. Оформление займет от 5 до 30 дней.
  2. Если у вас ООО, то в том же отделении ФНС оформите справку об отсутствии задолженностей в городской бюджет.
  3. Подготовьте договор аренды или свидетельство собственности на торговое помещение.
  4. Получите у СЭС и ГПН одобрительные заключения о том, что помещение соответствует всем нормам. Также оформите санитарный паспорт.
  5. С местным ТСЖ или другой частной компанией заключите на вывоз мусора.
  6. Подготовьте перечень ассортимента торговой точки.
  7. Если вы хотите продавать алкоголь, получите лицензию на торговлю спиртным.

Собранные документы подайте в Управление потребительского рынка. Если с документами все хорошо, то в течение месяца вам выдадут разрешение на торговлю. Разрешение — это лишь первый шаг к началу работы магазина.

После того как вы получите разрешение на торговлю, вам нужно организовать:

  • аттестацию рабочих мест;
  • регистрацию контрольно-кассового оборудования.

Чтобы у проверяющих служб не возникало вопросов, в торговом зале на видном месте должны быть:

  • номера экстренных служб;
  • экземпляр закона «О защите прав потребителей»;
  • книга жалоб и предложений;
  • копии разрешения на торговлю и лицензий на всю продукцию, которая требует лицензирования.

Найдите поставщиков

Поставщики продуктового магазина — это оптовые компании и производители. Прежде чем выбрать поставщика, составьте ассортиментную матрицу — список товаров, которые хотите продавать. Для этого изучите предложения ближайших магазинов — определите позиции, которые предпочитают ваши потенциальные клиенты.

После того как определитесь с ассортиментом, начинайте поиск поставщиков. Оптимальные условия — это не всегда низкая закупочная цена. Иногда большую выгоду даёт экономия на логистике — если покупать товар с ближайшего склада, а иногда дорогой продукт приносит большую прибыль за счет того, что становится вашим уникальным предложением.

Вне зависимости от региона пользуются популярностью фермерские продукты. Обратите внимание на местные хозяйства, которые предлагают молочные продукты, сезонные фрукты и овощи.

Закупите оборудование

Торговое оборудование

Холодильное оборудование понадобится для продажи почти всех продуктовых товаров. В зависимости от ассортимента, вам понадобятся: витрины, стеллажи, морозильные и холодильные камеры.

Если у вас ограничен бюджет, то воспользуйтесь услугой аренды оборудования — это поможет избежать «замораживания» внушительных сумм. Аренда подойдет если вы хотите сначала запустить магазин, а потом постепенно докупать нужное оборудование.

Иногда оборудование сдают в аренду на льготных условиях поставщики и производители — это может оказаться хорошим вариантом, если вы собираетесь торговать брендами производителя надолго и всерьез.

Кассовое оборудование

Кассовый аппарат с чековым принтером обязательно должно иметь любое торговое предприятие. С 2018 года использовать ККТ обязаны плательщики ЕНВД и ПСН — посмотрите подробности в разделе о новом порядке применения ККТ.

Если вы собираетесь открывать магазин до февраля 2017 года, то сразу покупайте новую кассу. До февраля еще можно зарегистрировать кассу с ЭКЛЗ, но это будет невыгодно, так как уже в июле 2017 года ЭКЛЗ нужно будет заменить на фискальный накопитель.

Для продуктового магазина, кроме кассы, могут понадобиться весы и сканер для считывания этикеток.

При закупке кассового оборудования ориентируйтесь на нужды торговой точки и ее проходимость. Современная касса со сканером, быстрым принтером чеков улучшает сервис и упрощает работу кассира. Владелец магазина получает возможность контролировать движение денег, анализировать ассортимент и планировать закупки.

Зарегистрировать ККТ теперь можно самостоятельно. Для этого нужно:

  • установить в кассу фискальный накопитель;
  • заключить договор с ОФД;
  • оформить электронную подпись;
  • подать заявление на сайте ФНС;
  • получить регистрационный номер из ФНС и ввести его в ККТ.

Вы можете сделать это самостоятельно или воспользоваться услугами ЦТО.

По 54-ФЗ магазин не обязан заключать договор с центром технического обслуживания. Если вы решите не заключать договор с ЦТО, предусмотрите в штате должность технического специалиста, который сможет оперативно решать проблемы с оборудованием, интернетом и связью с ЕГАИС и ОФД.

Электронные чеки

Подберите персонал

Дешевле всего искать персонал по объявлениям в газетах или сайтах типа Avito. Вы платите только за размещение объявления, но рассматриваете всех, кто откликнулся.

Если воспользуетесь специализированными сайтами для поиска сотрудников (hh.ru, superjob.ru), то сможете предварительно фильтровать кандидатов по резюме или тексту сопроводительного письма.

Услуги кадрового агентства будут стоить дороже, но, зато, сотрудников будут искать по заданным критериям. Просмотром резюме и проверкой информации займется менеджер — за вами останется только финальное решение.

У сотрудника магазина обязательно должна быть санитарная книжка. Если нанимаете на работу гражданина другой страны, проверяйте свидетельство о разрешении на работу. За наём «нелегалов» юрлицам грозит штраф от 400 тыс. до 1 млн руб.

Продумайте заранее, кто будет заниматься уборкой в помещениях. Если начинаете с небольшого магазина, то на первых порах предложите продавцам заниматься выкладкой товара и поддержанием чистоты.

Оформите выкладку товара


Чтобы оформить витрину правильно, не нужно нанимать штатного мерчендайзера — достаточно пригласить его для консультации и составления схемы раскладки. Схема меняется редко, поэтому поддержать её сможет и продавец.

Крупные поставщики предъявляют требования к оформлению витрины со своей продукцией и привлекают для этого своих штатных специалистов. Уточните этот вопрос во время заключения договора на поставку.

Откройте продуктовый магазин

Ваша задача — привлечь к открытию магазина как можно больше внимания. Чем больше людей узнает о вас, тем больше народу вас посетит и станет заглядывать постоянно. Чтобы о вас узнали:

  • Продумайте скидку или акцию для первых клиентов;
  • Разместите об этом рекламу в местном СМИ;
  • Декорируйте зал и вход перед открытием;

Но помните, каким бы ярким ни было открытие — лояльность клиентов формирует качество товаров и уровень сервиса.

Подписывайтесь на наши группы Вконтакте и Фейсбуке, чтобы не пропускать новые статьи для предпринимателей.

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации