Что надо знать о маркировке табака и табачной продукции
В России вводится обязательная маркировка товаров, которые часто подделывают и завозят в страну нелегально. С 1 марта 2019 года началась обязательная маркировка табачных изделий — сигарет и тех, что описаны во второй статье 268-ФЗ.
Разберёмся, что такое маркировка товаров, как работает маркировка табака и табачной продукции, что она изменит, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
Основные понятия табачной продукции.
268-ФЗ, ст. 2
Подробнее о маркировке табачных изделий:
- Что такое маркировка товаров
- Как работает система маркировки табака
- Кому и как готовиться к маркировке
- Зачем и как участвовать в эксперименте по маркировке табачных изделий
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это нанесение специального кода на товар. Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Для этого производители, поставщики и продавцы считывают коды и передают данные в систему маркировки.
С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продаётся. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины.
Всё о маркировке товаров — в нашей статье
Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. С 1 июля 2019 года она станет обязательной для производителей табачных изделий: сигарет с фильтром и без, а также папирос. До этого срока производители и магазины должны зарегистрироваться в системе маркировки.
Как работает система маркировки табака
Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют цифровой код Data Matrix. Это двухмерный код, который наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.
Коды для табачной продукции выпускает Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи. Код Data Matrix
Так в системе маркировки табака пачка сигарет попадает с производства в розницу
- Производитель табака запрашивает коды маркировки Data Matrix у ЦРПТ, получает их и наносит на пачки и блоки. Теперь маркированная продукция — на балансе производителя.
- Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО — систему электронного документооборота — передаёт поставщику электронную накладную УПД — универсальный передаточный документ. В УПД учтены все коды блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД.
- Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Магазин может проверить товары одним из трех способов:
- доверительная проверка — без сканирования пачек,
- выборочная — похожа на доверительную, принимающая сторона сканирует только часть пачек из партии,
- полная — проверяет каждую пачку.
- Сигареты поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.
- Покупатель приходит в магазин и хочет купить пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером и продаёт сигареты. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП. Вот и всё — эта пачка списалась с баланса магазина.
Покупатель сможет проверить подлинность пачки сигарет в мобильном приложении «Маркировка», оно доступно бесплатно для iOS и Google Play.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. С 1 марта магазины регистрируются в системе маркировки. С 1 июля производители будут выпускать только маркированную продукцию, а магазины смогут распродавать немаркированные остатки. С 1 июля 2020-го продавцы будут работать только с маркированным табаком.
Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.
Хранение. Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.
Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет отсканировать код Data Matrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер.
Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.
Как подготовиться к маркировке табачных изделий
Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.
До 30 июня 2019 года идет обязательная регистрация производителей и магазинов в системе маркировки.
Что нужно для продажи маркированных сигарет
- Приобрести квалифицированную электронную подпись (КЭП) для приёмки и отправки УПД.
- Зарегистрироваться в системе маркировки на сайте «Честный знак».
- Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, или обновить прошивку на существующей.
- Заключить договор с ОФД, если он не заключен.
- Заключить договор с оператором ЭДО.
- Приобрести 2D-сканер для сканирования кода Data Matrix.
Решения Дримкас уже работают с маркировкой
Мы оказываем услуги ОФД, производим онлайн-кассы и фискальные накопители, выдаём квалифицированную электронную подпись и продаём 2D-сканеры. А бесплатный Кабинет Дримкас помогает предпринимателям не просто работать закону, но и развивать бизнес с помощью аналитики продаж.