Маркировка рекламы в интернете: что сделать, чтобы не оштрафовали
Мы в кассовом бизнесе привыкли оперировать терминами маркировки. В этой статье речь пойдет тоже о маркировке, но не товаров — а рекламы в интернете.
Экосистема маркировки рекламы
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе». Теперь рекламу в интернете нужно маркировать, то есть передавать государству информацию о том, кто размещает рекламу, кто рекламодатель, какой ее бюджет и результаты. Эти данные передаются в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. ЕРИР, в свою очередь, отправляет их в ФАС и ФНС.
На правильно маркированном креативе есть пометка «реклама», данные о рекламодателе и уникальный идентификатор — токен. Раздают токены и передают данные в реестр посредники, операторы рекламных данных (ОРД). ОРД — это компания, которую одобрил Роскомнадзор для работы с рекламой в интернете. Сейчас на рынке работают семь ОРД: «Яндекс», «ВКонтакте» (VK), «МедиаСкаут» (МТС), «Ozon ОРД» (Ozon), «ОРД-А» (AmberData), «Первый ОРД» («Вымпелком»), «ОРД — Лаборатория разработки» («Сбер»).
Какую рекламу нужно маркировать
Коротко: все основные виды размещений. А именно:
- контекстную рекламу,
- статичные баннеры, причем каждый ресайз должен получить уникальный токен,
- рекламу у блогеров,
- видеорекламу, видеобаннеры, промовидео,
- рекламные посты в соц сетях,
- карусель.
…и так далее. Закон не приводит перечень всех рекламных форматов. Поэтому проще сверяться со списком рекламы, которую не надо маркировать:
- push-рассылку,
- e-mail рассылку,
- ТВ и радиорекламу, которая попала в интернет,
- социальную рекламу.
Реклама в Telegram тоже должна маркироваться.
Какие данные передаются
ЕРИР должен получить сведения о рекламодателе. Это ИНН, адрес, номера договоров и актов, а также вложения в объявление за месяц. Именно рекламный бюджет, а не затраты на работу специалиста, который размещает эту рекламу.
Последовательность действий для рекламодателя
Если мы сами настраиваем рекламу в рекламном кабинете Вконтакте или Яндекс.Директ, то нужно заполнить поле “ИНН” для юридических лиц и ИНН или телефон для физических. Вконтакте попросит принять оферту юрлица. Интегрированные ОРД Яндекса и Вконтакте автоматически передадут информацию в ЕРИР.
Если рекламой занимается рекламное агентство, то разумно ему делегировать маркировку рекламы.
Если рекламный сервис не интегрирован ни с каким ОРД, то необходимо получить токен самостоятельно. Для этого нужно заключить договор с любым ОРД и передать ему сведения о себе и рекламной кампании:
ИНН, название компании, фамилия, имя, отчество руководителя, ОГРН или ОГРНИП, местонахождение и данные договоров с рекламной системой. Само рекламное объявление, целевой url, текстовое описание, тип объявления.
Как только оператор выдаст токен, его нужно разместить на рекламном креативе.
Маркировка рекламы у блогеров тоже проходит в ручном режиме. На каждое рекламное размещение необходимо отдельно получить токен у любого ОРД, это может сделать как сама компания-рекламодатель, так и блогер. А отчитываться о рекламе должен блогер удобным для него способом. До размещения рекламы сторонам следует отдельно обсудить этот процесс.
Как выглядит маркированный креатив
По закону, пользователь должен видеть надпись “реклама” и указание на рекламодателя. На всех креативах в верхнем правом углу можно увидеть круг с многоточием. Он называется «Меню AdChoice». При нажатии открывается список из нескольких пунктов. Два нижних отвечают за маркировку. Пункт «Скопировать ссылку» позволяет получить ссылку на сайт рекламодателя. А кликнув на «Скопировать ID объявления», можно увидеть токен. Уникальный идентификатор размещают в любом месте ссылки в виде “erid=”, где erid и есть токен.
В рекламных размещениях, где нет меню AdСhoice, например в подкастах, токен указывают в описании выпуска. Так и следует написать: Реклама. ООО “Дримкас” ИНН, erid.
Штрафы
Законопроект внесли в апреле 2023 года, Государственная Дума поддержала законопроект 20 июня 2023 года и Совет Федерации его одобрил 21 июня 2023 года.
Таким образом у нас есть закон о внесении изменений в КоАП РФ, где установлена ответственность за нарушение правил маркировки интернет-рекламы.
В соответствии с новым законом о маркировке рекламы в интернете, с 1 сентября 2023 года можно получить существенные штрафы за отсутствующую или некорректную маркировку:
Нарушен порядок подачи информации в ЕРИР:
- не подали информацию о рекламе,
- нарушили сроки подачи — 30 дней после размещения рекламы,
- представили неполную, недостоверную или неактуальную информацию.
Штрафы:
- для граждан — от 10 000 до 30 000 рублей;
- для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 рублей;
- для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.
- токен не получили и не указали в рекламе;
- токен разместили на рекламе неправильно — полные правила размещения идентификатора можно посмотреть в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора.
Нарушения, связанные с идентификатором рекламы (токеном).
Штрафы:
для граждан — от 30 000 до 100 000 рублей
для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 рублей
для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей