Маркировка пива в 2022 году: все, что нужно знать
В России тестируют обязательную маркировку пива, а с 2022 года она может стать обязательной. Новые коды Data Matrix нужно будет наносить на любое пиво в бутылках и кегах, в том числе безалкогольное, а также на слабоалкогольные напитки, например, сидр и медовуху. Рассказываем, как работать с маркировкой розничному магазину.
Главное о маркировке пива:
- Зачем нужна маркировка
- Как устроена
- Чем отличается от ЕГАИС
- Какое пиво маркируют
- Сроки
- Штрафы
- Что нужно для маркировки
Зачем нужна обязательная маркировка пива в 2022 году
В России с 2019 года маркируют отдельные виды товаров: сигареты, обувь, белье, лекарства и другое. На товары наносят специальный код Data Matrix. По нему можно отследить движение товара с завода до покупателя.
Так государство хочет очистить рынок от поддельной продукции. Проблема подделки особенно остро стоит в случае с пивом. По данным Минпромторга, доля нелегального пива на рынке — от 5 до 12%.
Так выглядит код маркировки
В октябре 2020 года президент России поручил провести эксперимент по обязательной маркировке пива. За время тестирования производители отладят процесс нанесения новых кодов.
Когда эксперимент завершится, коды начнут наносить на все пиво и слабоалкогольную продукцию. По задумке правительства, это позволит снизить объем нелегального пива и повысить собираемость налогов. Любой покупатель сможет навести камеру смартфона на этикетку и проверить происхождение бутылки через приложение «Честного знака».
Как устроена система маркировки
Когда завершится эксперимент, участники рынка будут работать с пивом так же, как и с любым другим маркированным товаром.
Производитель наносит код на каждую бутылку, банку или кегу. Затем вводит товар в оборот в системе маркировки «Честный знак».
Оптовик получает бутылки вместе с электронной накладной — универсальным передаточным документом. Подписывает этот документ электронно и автоматически становится владельцем товаров в системе.
Магазин или точка общепита действуют по той же схеме: принимают товар через УПД и ставят себе на баланс.
Кассир или бармен продают пиво и при этом сканируют код Data Matrix. Данные с кассы уходят оператору фискальных данных (ОФД), а тот передает их в «Честный знак». Так товар выходит из оборота. Пивные кеги будут выводить из оборота немного иначе — предполагается, что код на них будут сканировать, когда ставят на кран.
На каждом этапе контрагенты передают вместе с товаром и подписывают электронную накладную. Путь товара сохраняется в системе, ее оператор — Центр развития перспективных технологийЧем различается новая маркировка пива и ЕГАИС
В отличие от других маркированных товаров, за пивом и так был постоянный контроль через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). С маркировкой будут контролировать каждую бутылку.
Как сейчас в ЕГАИС. Продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки и ведут журнал учета розничных продаж по форме Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). Но акцизных марок на пиве нет и движение каждой отдельной бутылки никто не отслеживает.
Как будет при старте маркировки. На время эксперимента работа с ЕГАИС осталась прежней, а продавцы дополнительно принимают и выводят товар в системе маркировки. Но когда тестирование закончится, магазины и общепит будут подавать сведения о приемке и продаже только в систему маркировки.
Например, продавец пробивает бутылку пива на кассе, при этом сканирует код Data Matrix. Данные о продаже с кассы уходят в ОФД, а оттуда — в систему маркировки. Система передает их в ЕГАИС. В систему будет попадать информация о продаже каждой отдельной бутылки.
Маркировка 2022: какие товары
Если коротко, маркировка коснется всего тарированного и бутилированного пива, в том числе безалкогольного и слабоалкогольных напитков — сидра, пуэра, медовухи. Вот полный список с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД): Постановление правительства о маркировке пива
Код ТН ВЭД | Товар |
2203 00 010 0 | солодовое пиво в бутылках до 10 л |
2203 00 090 0 | остальное солодовое пиво до 10 л |
2203 00 100 0 | солодовое пиво более 10 л |
2202 91 000 0 | безалкогольное пиво |
2206 00 310 0 | сидр, перри |
2206 00 510 0 | сидр, перри до 2 л |
2206 00 810 0 | сидр, перри более 2 л |
2206 00 390 1 | сидр, перри, медовуха, сакэ до 7% |
2206 00 590 1 | сидр, перри, медовуха, сакэ до 7% до 2 л |
2206 00 890 1 | сидр, перри, медовуха, сакэ до 7% более 2 л |
Сроки маркировки в 2022 году
Маркировка пива уже идет в качестве эксперимента, тестирование системы завершится 31 августа 2022 года. Проект постановления со сроками
Далее точных сроков нет, но предварительно определены такие:
- 1 сентября 2022 — маркировка напитков в упаковке не для конечного потребителя, например, в кегах. Производители и импортеры наносят коды, опт и розница передают в систему данные о выбытии.
- 1 декабря 2022 — маркировки напитков в остальных видах упаковки, производители и импортеры наносят коды.
- 1 июня 2023 — все участники оборота передают сведения о выбытии напитков в любой упаковке.
- 1 сентября 2023 — маркировка остатков напитков в спецупаковке.
- 1 декабря 2023 — маркировка остатков напитков в других видах упаковки.
Эти сроки могут измениться, в таком случае мы поправим статью.
Штрафы за работу без маркировки товаров в 2022 году
Когда система маркировки пива заработает, за продажу бутылки без считывания кода будут штрафы: Штрафы в КоАП
- продавцу — 2-4 тыс.,
- директору или бухгалтеру — 5-10 тыс.,
- компании — 50-300 тыс. рублей.
За продажу продукции без маркировки есть и уголовная ответственность с вариантами наказания — от штрафа 300 тыс. рублей до лишения свободы на три года. Наказание в УК
Кроме того, есть штрафы за ввод в оборот немаркированных товаров, недостоверную информацию в системе, поддельные коды и не переданные данные. Размеры штрафов — до 100 тыс. рублей, при следующем нарушении — до полумиллиона. Наказания за работу без маркировки
Проверить магазин может Роспотребнадзор по жалобе любого покупателя. Право проверять импортное пиво также есть у таможни.
Работа с маркировкой без штрафов
Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.
Для маркировки пива и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.
Что нужно для маркировки
Требования к продавцам пива остаются прежними, им необходимо:
- зарегистрировать ООО или ИП;
- зарегистрироваться в ЕГАИС;
- установить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД,
- купить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
В дополнение всем, кто торгует пивом, придется подготовиться к маркировке. Вот основные шаги.
Зарегистрироваться в системе маркировки. Это можно сделать на сайте «Честного знака», помимо регистрации потребуется заполнить информацию о компании.
Заключить договор с оператором ЭДО. Через систему электронного оборота (ЭДО) магазин сможет принимать и подписывать накладные.
Купить сканер, который считывает 2D-коды. Он потребуется на складе при приемке товаров, а также на кассе — для продажи.
Обновить кассовую программу. Она должна работать с маркировкой и поддерживать ФФД 1.2.
Что нужно знать о маркировке пива
- При маркировке на бутылки будут наносить новые коды Data Matrix. Это нужно, чтобы отследить движение каждой бутылки и исключить фальшивое пиво.
- Данные о продаже пива не нужно будет передать в ЕГАИС — в эту систему они автоматически попадут из «Честного знака».
- Маркировку будут вводить поэтапно ориентировочно с сентября 2022 года.
- Под маркировку попадает не только пиво, но и слабоалкогольные напитки, такие как сидр и медовуха, а также безалкогольное пиво.
- Для маркировки потребуется зарегистрироваться в «Честном знаке», заключить договор с оператором ЭДО, купить сканеры и обновить кассовую программу.
- Если продавать товары без маркировки, магазин могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей.
Онлайн-кассы для работы с маркировкой
Есть модели касс для любого бизнеса от магазина до бара.
Фискальный накопитель и год ОФД идут в комплекте. Все модели в реестре ККТ и соответствуют требованиям 54-ФЗ.
Автор: Илья Новиков
Эксперт