Маркировка пива в 2022 году: все, что нужно знать

В России тестируют обязательную маркировку пива, а с 2022 года она может стать обязательной. Новые коды Data Matrix нужно будет наносить на любое пиво в бутылках и кегах, в том числе безалкогольное, а также на слабоалкогольные напитки, например, сидр и медовуху. Рассказываем, как работать с маркировкой розничному магазину.

Главное о маркировке пива:

Зачем нужна обязательная маркировка пива в 2022 году

В России с 2019 года маркируют отдельные виды товаров: сигареты, обувь, белье, лекарства и другое. На товары наносят специальный код Data Matrix. По нему можно отследить движение товара с завода до покупателя.

Так государство хочет очистить рынок от поддельной продукции. Проблема подделки особенно остро стоит в случае с пивом. По данным Минпромторга, доля нелегального пива на рынке — от 5 до 12%. Так выглядит код маркировки

В октябре 2020 года президент России поручил провести эксперимент по обязательной маркировке пива. За время тестирования производители отладят процесс нанесения новых кодов.

Когда эксперимент завершится, коды начнут наносить на все пиво и слабоалкогольную продукцию. По задумке правительства, это позволит снизить объем нелегального пива и повысить собираемость налогов. Любой покупатель сможет навести камеру смартфона на этикетку и проверить происхождение бутылки через приложение «Честного знака».

Как устроена система маркировки

Когда завершится эксперимент, участники рынка будут работать с пивом так же, как и с любым другим маркированным товаром.

Производитель наносит код на каждую бутылку, банку или кегу. Затем вводит товар в оборот в системе маркировки «Честный знак».

Оптовик получает бутылки вместе с электронной накладной — универсальным передаточным документом. Подписывает этот документ электронно и автоматически становится владельцем товаров в системе.

Магазин или точка общепита действуют по той же схеме: принимают товар через УПД и ставят себе на баланс.

Кассир или бармен продают пиво и при этом сканируют код Data Matrix. Данные с кассы уходят оператору фискальных данных (ОФД), а тот передает их в «Честный знак». Так товар выходит из оборота. Пивные кеги будут выводить из оборота немного иначе — предполагается, что код на них будут сканировать, когда ставят на кран.

На каждом этапе контрагенты передают вместе с товаром и подписывают электронную накладную. Путь товара сохраняется в системе, ее оператор — Центр развития перспективных технологий

Чем различается новая маркировка пива и ЕГАИС

В отличие от других маркированных товаров, за пивом и так был постоянный контроль через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). С маркировкой будут контролировать каждую бутылку.

Как сейчас в ЕГАИС. Продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки и ведут журнал учета розничных продаж по форме Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). Но акцизных марок на пиве нет и движение каждой отдельной бутылки никто не отслеживает.

Как будет при старте маркировки. На время эксперимента работа с ЕГАИС осталась прежней, а продавцы дополнительно принимают и выводят товар в системе маркировки. Но когда тестирование закончится, магазины и общепит будут подавать сведения о приемке и продаже только в систему маркировки.

Например, продавец пробивает бутылку пива на кассе, при этом сканирует код Data Matrix. Данные о продаже с кассы уходят в ОФД, а оттуда — в систему маркировки. Система передает их в ЕГАИС. В систему будет попадать информация о продаже каждой отдельной бутылки.

Маркировка 2022: какие товары

Если коротко, маркировка коснется всего тарированного и бутилированного пива, в том числе безалкогольного и слабоалкогольных напитков — сидра, пуэра, медовухи. Вот полный список с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД): Постановление правительства о маркировке пива

Код ТН ВЭД Товар
2203 00 010 0 солодовое пиво в бутылках до 10 л
2203 00 090 0 остальное солодовое пиво до 10 л
2203 00 100 0 солодовое пиво более 10 л
2202 91 000 0 безалкогольное пиво
2206 00 310 0 сидр, перри
2206 00 510 0 сидр, перри до 2 л
2206 00 810 0 сидр, перри более 2 л
2206 00 390 1 сидр, перри, медовуха, сакэ до 7%
2206 00 590 1 сидр, перри, медовуха, сакэ до 7% до 2 л
2206 00 890 1 сидр, перри, медовуха, сакэ до 7% более 2 л

Сроки маркировки в 2022 году

Маркировка пива уже идет в качестве эксперимента, тестирование системы завершится 31 августа 2022 года. Проект постановления со сроками

Далее точных сроков нет, но предварительно определены такие:

  • 1 сентября 2022 — маркировка напитков в упаковке не для конечного потребителя, например, в кегах. Производители и импортеры наносят коды, опт и розница передают в систему данные о выбытии.
  • 1 декабря 2022 — маркировки напитков в остальных видах упаковки, производители и импортеры наносят коды.
  • 1 июня 2023 — все участники оборота передают сведения о выбытии напитков в любой упаковке.
  • 1 сентября 2023 — маркировка остатков напитков в спецупаковке.
  • 1 декабря 2023 — маркировка остатков напитков в других видах упаковки.

Эти сроки могут измениться, в таком случае мы поправим статью.

Штрафы за работу без маркировки товаров в 2022 году

Когда система маркировки пива заработает, за продажу бутылки без считывания кода будут штрафы: Штрафы в КоАП

  • продавцу — 2-4 тыс.,
  • директору или бухгалтеру — 5-10 тыс.,
  • компании — 50-300 тыс. рублей.

За продажу продукции без маркировки есть и уголовная ответственность с вариантами наказания — от штрафа 300 тыс. рублей до лишения свободы на три года. Наказание в УК

Кроме того, есть штрафы за ввод в оборот немаркированных товаров, недостоверную информацию в системе, поддельные коды и не переданные данные. Размеры штрафов — до 100 тыс. рублей, при следующем нарушении — до полумиллиона. Наказания за работу без маркировки

Проверить магазин может Роспотребнадзор по жалобе любого покупателя. Право проверять импортное пиво также есть у таможни.

Работа с маркировкой без штрафов

Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.

Для маркировки пива и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.


Что нужно для маркировки

Требования к продавцам пива остаются прежними, им необходимо:

  • зарегистрировать ООО или ИП;
  • зарегистрироваться в ЕГАИС;
  • установить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД,
  • купить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

В дополнение всем, кто торгует пивом, придется подготовиться к маркировке. Вот основные шаги.

Зарегистрироваться в системе маркировки. Это можно сделать на сайте «Честного знака», помимо регистрации потребуется заполнить информацию о компании.

Заключить договор с оператором ЭДО. Через систему электронного оборота (ЭДО) магазин сможет принимать и подписывать накладные.

Купить сканер, который считывает 2D-коды. Он потребуется на складе при приемке товаров, а также на кассе — для продажи.

Обновить кассовую программу. Она должна работать с маркировкой и поддерживать ФФД 1.2.

Что нужно знать о маркировке пива

  1. При маркировке на бутылки будут наносить новые коды Data Matrix. Это нужно, чтобы отследить движение каждой бутылки и исключить фальшивое пиво.
  2. Данные о продаже пива не нужно будет передать в ЕГАИС — в эту систему они автоматически попадут из «Честного знака».
  3. Маркировку будут вводить поэтапно ориентировочно с сентября 2022 года.
  4. Под маркировку попадает не только пиво, но и слабоалкогольные напитки, такие как сидр и медовуха, а также безалкогольное пиво.
  5. Для маркировки потребуется зарегистрироваться в «Честном знаке», заключить договор с оператором ЭДО, купить сканеры и обновить кассовую программу.
  6. Если продавать товары без маркировки, магазин могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей.

Онлайн-кассы для работы с маркировкой

Есть модели касс для любого бизнеса от магазина до бара.

Фискальный накопитель и год ОФД идут в комплекте. Все модели в реестре ККТ и соответствуют требованиям 54-ФЗ.




Автор: Илья Новиков

Эксперт

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации