Маркировка остатков обуви: как работать с 1 октября
С 1 октября 2019 года продавцы обуви по закону маркируют остатки в магазине и на складе. С 1 июля 2020-го оборот обуви без маркировки будет запрещен — продавать по-старому нельзя. Мы рассказывали, как подготовиться к маркировке обуви в рознице. С тех пор эксперты Дримкас получили десятки вопросов о маркировке остатков и работе с обувью на вебинарах и конференциях. Публикуем ответы на самые распространенные вопросы.
Маркировка обуви
Как подготовиться
Ответы на вопросы
Еще 20 ответов
Ответы касаются трех основных тем:
Маркировка остатков
В каких случаях остатки обуви нельзя промаркировать?
Можно во всех случаях. Магазины маркируют всю обувь на витринах и на складе без исключений. Если нет данных о производителе и модели, достаточно указать четыре параметра:
- ИНН собственника товара;
- вид обуви: мужская, женская, унисекс или детская;
- происхождение: товар ввезли или произвели в России;
- 2 первых знака кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Продавцы обуви знают свой ИНН, могут без труда назвать вид и происхождение обуви. Первые знаки кода по ТН ВЭД — всегда 64. Если правильно описать остатки и запросить коды, проблем не будет.
Как заносить в базу товары с кодом Data Matrix?
Магазины заносят товар в базу по линейному штрихкоду. Код маркировки Data Matrix включает в себя этот штрихкод, поэтому по новому коду учетная система тоже распознает товар.
Если сотрудники магазина сканируют товары при приемке и продаже, проблем не будет. Они будут делать все как раньше, только сканировать код Data Matrix. Учетная система вычленит из него линейный штрихкод и добавит товар в базу. При продаже продавец снова сканирует код — товар вычитается из остатков.
Новый код Data Matrix содержит в себе линейный штрихкод. По новому коду магазин заносит товар в базу как раньше
Правда ли, что коды маркировки будут бесплатными?
Да, коды маркировки для остатков немаркированной обуви выдают бесплатно. Об этом оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий — сообщил на официальном сайте.
С 1 марта код маркировки будет стоить 50 копеек плюс НДС. Промаркировал 1000 пар — заплатил 600 ₽. Эти расходы лягут в основном на производителей и импортеров. Магазин будет заказывать коды только для перемаркировки, когда покупатель возвращает товар.
Пресс-релиз ЦРПТ
Как маркировать обувь, которую купили на «Садоводе»?
«Садовод» — торговый комплекс в Москве, где обувь и одежду покупают для дальнейшей перепродажи. Эту обувь маркируют так же, как и всю остальную. До 1 июля 2020 года — самостоятельно по упрощенному составу, после этого срока обувь на «Садоводе» должны продавать уже с кодами маркировки. Полный и сокращенный состав для маркировки остатков
ЦРПТ называет обувь на «Садоводе» контрабандной: «Они закупают мешок ботинок, завозят их на вес и продают их в среднем по 1500 рублей за пару. Так какая маржа у этого продавца обуви? Сколько тысяч процентов? При этом налоги не заплачены, обувь ввезена, по сути, контрабандой, и продавец, если соблюдать букву закона, не имеет права ею торговать».
Обязательная маркировка, по задумке авторов, должна исключить контрабанду и контрафакт с рынка. ЦРПТ не планирует делать исключений для «Садовода».
«Новая система изменит весь порядок российской торговли», ЦРПТ
Как маркировать товары в секонд-хендах и комиссионках?
Секонд-хенды и комиссионки, в отличие от других магазинов, покупают обувь у физлиц. Часто они оценивают товар по весу, но промаркировать должны каждую пару в отдельности.
Для таких магазинов в законе есть послабление. При описании они могут не указывать модель, страну производства, товарный знак и наименование обуви. Вместо этих данных сотрудник может написать: «отсутствует, получено от физического лица». п. «в» ст. 34 Правил маркировки обуви
Правда ли, что код маркировки после запроса хранится в «Честном знаке» ограниченное время?
Да. Магазин получает коды маркировки, после этого у него есть 60 рабочих дней, чтобы их распечатать, наклеить на упаковку и отчитаться в систему. Если магазин не успевает, коды надо заказывать заново. ст. 49 ПМО
Что если промаркировать остатки в последний момент, во второй половине августа 2020?
Похожий опыт был с регистрацией касс в налоговой в 2017-2019 годах. Каждый год ставить кассу на учет должна была определенная категория предпринимателей. Они должны были успеть сделать это до 1 июля. Большинство компаний ставили кассы в самый последний момент. Из-за этого сервисные центры не успевали обрабатывать заявки и поднимали цены. Компании переплачивали и не успевали поставить кассу в срок.
Такие же проблемы возможны и с маркировкой остатков. Это новый технически сложный процесс, его нужно внедрить и обучить сотрудников. Сделать это в последний момент будет трудно. Если магазин не успеет промаркировать остатки обуви до 1 сентября 2020 года, он не сможет ее продавать.
Осталась обувь без кодов маркировки?
Дримкас сделает все за вас: зарегистрирует в системе маркировки, объяснит, как описать товар, запросит коды у оператора и напечатает этикетки.
Приемка маркированной обуви
Принимать накладные можно через любого оператора ЭДО?
Система электронного документооборота (ЭДО) — это транспорт универсальных передаточных документов, или электронных накладных. Когда магазин принимает накладную с кодами маркировки, оператор ЭДО сообщает в систему маркировки. После этого ЦРПТ меняет владельца товаров в системе.
Чтобы оператор ЭДО выполнил эти функции, он должен быть интегрирован с системой маркировки. В Реестре операторов ЭДО сейчас 128 компаний. Кто из них работает с маркировкой, неизвестно. Оператор маркировки ЦРПТ протестировал сервис только с пятью операторами: «Такском», «Тензор», OFD.ru, TSC и Такснет. Чтобы увидеть этот список, откройте раздел маркировки обуви на сайте «Честного знака», выберите Партнеры → Протестированные решения → Операторы ЭДО.
Дримкас Учет пока работает только с «Такскомом». Это не мешает магазину принимать обувь от любых поставщиков: между крупными операторами настроен роуминг. Поставщик без проблем пришлет документы через ЭДО.
Зачем магазину нужна электронная подпись?
Магазин использует подпись для работы с системой маркировки и чтобы подписывать накладные от поставщика. При продаже электронная подпись, как в системе ЕГАИС, не используется.
Какую электронную подпись можно использовать?
Это зависит от сервиса для маркировка остатков, который вы выберете. В Маркировке остатков Дримкас можно работать с тремя видами подписи:
- электронная подпись Рутокен ЭЦП 2.0,
- программа КриптоПро CSP,
- облачная электронная подпись.
Какие модели сканеров предпочтительны?
Для считывания кодов маркировки нужен двумерный сканер. Мы рекомендуем Honeywell HH400 или один из сканеров, которые протестировал ЦРПТ. Чтобы увидеть список, откройте раздел маркировки обуви на сайте «Честного знака», выберите Партнеры → Протестированные решения → Протестированные сканеры штрих-кода.
В чем разница между кодом на коробке обуви и на коробке с десятком пар?
На коробку обуви магазин или производитель клеят этикетку с двумерным кодом Data Matrix. На групповую упаковку производитель наносит одномерный линейный код агрегации GS-128. В нем — информация о кодах Data Matrix всей обуви внутри упаковки.
Производитель наносит код Data Matrix на коробки с отдельными парами. Собирает 10 коробок в короб — агрегирует коды в системе маркировки и клеит общий код GS-128. Такой же код будет на паллете и контейнере. Поставщик и магазин сканируют код и узнают, что внутри. ст. 40 ПМО
Приемка товара поштучно обязательна?
Не обязательна, но мы рекомендуем принимать обувь по парам. Когда розничный магазин принимает маркированную обувь, он может проверить товар одним из трех способов:
- доверительная проверка — магазин не сканирует товары, принимает накладную «вслепую»;
- выборочная — похожа на доверительную, сканируются несколько случайных товаров;
- полная — магазин проверяет каждый товар.
Мы рекомендуем полную проверку. Она помогает избежать пересортицы и не нарушить закон. Допустим, поставщик привозит в магазин обувь в коробках, а сотрудник принимает их, не сканируя. Потом оказывается, что коды на коробках и в накладной разные. Это значит, что обувь не принадлежит магазину в системе маркировки. Товар надо возвращать поставщику, продавать чужой товар нельзя.
Перемещения обуви в торговый зал и на склад будут, как в ЕГАИС? В чем отличия?
Обувь после приемки можно свободно перемещать между магазинами, если ими управляет одна организация. Система маркировки не требует регистров и отчетов о перемещении остатков, как в ЕГАИС. Вы можете перемещать товар в учетной системе для удобства, чтобы понимать, где какие товары находятся.
Что делать с пересортицей?
Пересортица — это когда на складе оказывается обувь, которая не принадлежит магазину в системе маркировки. Другой вариант — юридически обувь принадлежит магазину, но поставщик ее не привез. Так происходит, когда сотрудник магазина не проверяет обувь при приемке. Если магазин подписывает накладную не глядя, будут ошибки. На складе окажутся коробки, которые по накладной не передавали.
Чтобы устранить пересортицу, придется списать лишний товар или, наоборот, поставить новую обувь на баланс. Для этого магазин просит поставщика передать права собственности в системе маркировки, прислав новую накладную. Другой вариант — исправить прошлую накладную и подписать универсальный корректировочный документ.
Продажа маркированной обуви
Правда ли, что продавцам обуви запретили использовать патент и ЕНВД?
Да, с 1 января 2020 года продавцам обуви, а также лекарств, одежды и шуб, нельзя работать на патенте и ЕНВД. До 31 декабря 2019 года нужно выбрать новый налоговый режим и перейти на него.
Это связано с тем, что ЕНВД и патент, по мнению ФНС, позволяют предпринимателям уходить от налогов. По этой причине ЕНВД отменяют для всех предпринимателей с января 2021 года.
«ЕНВД и патент отменяют с 1 января 2020 года», Главбух
Можно ли продавать маркированную обувь по свободной цене, без наименования товара?
Продавать обувь по свободной цене можно, но товар надо загрузить в базу на кассе. Каждую пару нужно принять в системе маркировки и завести в базу с типом «обувь» или «маркированная обувь». Для пары нужно указать наименование и добавить штрихкод.
Можно завести, например, всю мужскую обувь в товарную базу как один товар «Обувь мужская». Тогда дальше можно будет выбирать этот товар и продавать по свободной цене.
Что если у меня несколько ИП, а продаю я с одного?
У одного физлица может быть только один ИП. Вероятно, речь идет о ситуации, когда магазином управляют несколько членов семьи или знакомых, и каждый из них оформляет ИП.
Принимать и продавать маркированную обувь придется с одного ИП. В системе маркировки владелец обуви — конкретный индивидуальный предприниматель. Поставщик передает права на обувь по ИНН предпринимателя. Только этот предприниматель может продать товар на кассе. Продать то, чего нет у ИП на балансе, нельзя.
Могу ли я продать на кассе чужую обувь?
По закону это запрещено. Если обуви нет на балансе организации в системе маркировки, продавать ее нельзя. Сервис Дримкас Учет защищает предпринимателей от штрафов: касса не даст организации продать маркированный товар, который ей не принадлежит.
Как продавать маркированные товары, если магазин по закону работает без ОФД?
Часть предпринимателей освободили от передачи чеков в налоговую через ОФД. В основном это магазины в труднодоступной местности. Они тоже должны отчитываться в систему маркировки, это нужно делать раз в 30 дней. Есть два способа передать данные в систему.
В торговой точке без интернета. Магазин выгружает данные о продажах с кассы на флешку. Флешку везут туда, где есть интернет, выгружают данные в «Честный знак» и подписывают электронной подписью.
В торговой точке с интернетом. Магазин передает данные в систему маркировки через сервис Дримкас Учет, они напрямую уходят в систему маркировки.