Какую обувь маркируют? Что за Честный знак? 20 вопросов о маркировке
С 1 июля 2020 года в России запрещают оборот обуви без кодов маркировки Data Matrix. Производители обязаны выпускать только маркированные товары, а розничные магазины — сканировать коды при продаже. Отвечаем на вопросы, которые остались у владельцев магазинов о маркировке остатков, приемке и работе с лета этого года.
Маркировка обуви
Как подготовиться
Ответы на вопросы
Еще 20 ответов
Основные темы:
Обувь, подлежащая маркировке
Надо ли маркировать балетки, чешки, получешки, штангетки? Унты? Валенки ручной работы? Шлепки и галоши?
Да, надо маркировать все категории обуви. Категории перечислены в постановлении правительства о правилах маркировки. Они имеют вид кодов из классификатора ОКПД 2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) и ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).
С обувью просто: ее всю надо маркировать. Но если магазин продает помимо обуви одежду и белье, то владельцу скоро придется разбираться, что именно маркировать: по закону маркируют только отдельные категории одежды. В этом поможет чтение постановлений и сверка товаров по кодам из классификатора.
Маркировка обуви в постановлении правительства
Витринные образцы обуви обязательно маркировать?
Да, для витринных образцов исключений в постановлении нет.
Оборудование для продажи маркированной обуви
Нужен ли кассовый аппарат и сканер, если торгуешь на улице в палатке?
Онлайн-касса нужна. Тут дело даже не в маркировке — онлайн-кассы для продаж по закону используют все предприниматели. Исключения составляют ИП без сотрудников, которые продают собственные товары, выполняют работы и оказывают услуги. Для них действует отсрочка до 2021 года. Остальные организации и ИП продавать товары без кассы не могут. Исключения по установке онлайн-касс
Касса нужна, даже если торговля идет в отдаленных территориях без интернета. В этом случае продавец включает на кассе автономный режим и передает данные о продажах в «Честный знак» раз в 30 дней.
2D-сканер потребуется всем, кто продает маркированные товары. С помощью сканера кассир считывает код Data Matrix — так он выводит товар из оборота в системе маркировки.
На каких принтерах лучше распечатать этикетки с кодами?
Если печатать самостоятельно, то лучше выбрать термотрансферный принтер этикеток.
Но проще и часто дешевле отдать печать на аутсорс. Самому печатать этикетки сложно: надо подобрать правильные этикетки и риббон — термотрансферную ленту, а потом обратиться к специалисту за настройкой. Проще доверить специалистам печать полностью, а начиная с 1000 пар на остатках это еще выгоднее.
На какой ленте печатать коды маркировки?
Коды печатают на этикетках. Они бывают бумажные или из пленки — полипропилена. Бумага может быть матовая, глянцевая и полуглянцевая. Какой материал выбрать, зависит от риббона. Важно, чтобы чернила не смазывались. Если подобрать неправильные этикетки, краска будет вести себя как чернила гелевой ручки на глянцевой поверхности.
Этикетки для маркировки с доставкой
Обычно магазинам предлагают печать этикеток на термотрансферном принтере. Мы используем промышленные принтеры с цифровой бесконтактной печатью. Этикетки не выцветают, не бледнеют и не портятся от перепадов температуры.
Получаем коды за вас, печатаем и доставляем этикетки для любых товаров.
Маркировка остатков обуви
Как быть розничному магазину, если сами производители не готовы маркировать обувь с 1 июля?
Производители пока не маркируют обувь, это обязанность возникнет только 1 июля. К этому сроку им придется разобраться, как это делать. Они научатся работать с «Честным знаком» и начнут клеить этикетки, либо получат штраф.
Розничному магазину сейчас важно промаркировать остатки обуви, которая хранится на складе магазина. Сотрудники делают это самостоятельно на сайте «Честного знака» или обращаются за помощью к специалистам.
Как зарегистрироваться в «Честном знаке»?
Для начала предприниматель покупает электронную подпись в удостоверяющем центре и настраивает рабочее место для работы с подписью. Это обычно помогают сделать в УЦ. УЦ с аккредитацией Минкомсвязи
После этого заходим на сайт «Честного знака» и открываем страницу регистрации. На ней выбираем сертификат и заполняем данные участника оборота. Они скопируются из сертификата электронной подписи, надо будет только добавить контакты. Нажимаем «Отправить заявку».
Через две минуты снова заходим в систему. На вопрос «Вы производитель или импортер?» отвечаем «Нет». Выбор оператора ЭДО можно пропустить, а товарную группу указать «обувные товары».
Далее заполняем анкету из трех шагов:
- пользователи. Для начала добавляем одного — владельца бизнеса, данные тоже появятся автоматически;
- банковские реквизиты. Они нужны будут для покупки кодов маркировки в будущем, на этапе маркировки остатков коды бесплатны;
- оператор ЭДО. Подключаемся к бесплатному ЭДО оператора маркировки или вводим данные о другом операторе.
Нажимаем кнопку «Отправить». Система обработает данные и предложит снова авторизоваться.
Я зарегистрировался на «Честном знаке», как мне теперь заказать маркировку на остатки обуви?
Это можно сделать одним из трех способов: самостоятельно через сайт «Честного знака», через сторонний сервис или полностью отдать на аутсорс.
Самостоятельно: через сайт «Честного знака». После регистрации в системе маркировки можно продолжить работу в системе маркировки. Придется заполнить профиль, получить доступ к регистратору эмиссии, описать обувь и заказать коды, а потом ввести каждый товар в оборот. Если магазин описывает по полному атрибутивному составу, нужно дополнительно вступить в ассоциацию ГС1 РУС и получить через нее коды GTIN.
В три шага: через сторонний сервис. Выберите категории обуви, которую будете маркировать, указываете количество и заказываете коды. Все, через минуту коды маркировки будут готовы. Можно печатать этикетки и клеить на товар, а потом разом все ввести в оборот.
Проще всего: заказать этикетки с доставкой. Мы сделаем все за вас — зарегистрируем организацию в «Честном знаке» и получим коды. Вам останется дождаться курьера и наклеить этикетки.Какой период действия у марок на остатки обуви?
Период действия не ограничен. Это не зависит о того, маркирует магазин обувь по полному или сокращенному составу. В обоих случаях коды будут действовать, пока товар не купят и он не выйдет из оборота.
Что делать, если стерлась маркировка?
В этом случае товар надо перемаркировать. Когда товар продают на кассе, он автоматически выходит из оборота. Если товар вернули, его надо повторно ввести в оборот. После изменения статуса товара его можно будет снова выставить на продажу.
А если пропала пара обуви с маркировкой?
Такие товары заносят в акт списания. Владелец магазина подает в систему маркировки «Честный знак» сведения о выводе товара и указывает причину: порча, утеря или кража. В сведениях указывают реквизиты документа.
Что делать с излишками кодов маркировки?
Предположим, что речь идет о ситуации, когда магазин заказал больше кодов для маркировки остатков, чем обуви на складе. Например, пар всего 5 000, а этикеток получили 10 000.
Такой ситуации желательно не допускать: магазин по закону получает столько кодов, сколько у него остатков на складе. Если так все же получилось, коды надо списывать.
При маркировке остатков по упрощенному атрибутивному составу в разных кодах Data Matrix одинаковый товарный штрихкод. Как заносить обувь на кассу и продавать?
У производителей касс это реализовано по-разному. На кассы Дримкас обувь попадает автоматически при приемке УПД. При продаже кассир сканирует линейный штрихкод — касса понимает, что это маркированный товар, и предлагает дополнительно считать код Data Matrix. После этого можно принять деньги и пробить чек — товар выйдет из оборота в системе маркировки и вычитается из остатков на кассе.
Приемка маркированной обуви
Розничному магазину нужно подключаться к ЭДО для получения партий товара?
Да, по закону все участники оборота маркированной обуви с 1 июля 2020 года передают товары через электронную накладную — универсальный передаточный документ (УПД). УПД передают через систему электронного документооборота.
Пока приемку можно вести в ручном режиме через сайт «Честного знака», но это временно.
Правила маркировки обуви в постановлении правительства РФ
Как выбрать оператора электронного документооборота (ЭДО)?
Операторов электронного документооборота около ста. Какой из них выбрать, зависит от онлайн-касс и решения для маркировки, которые использует магазин. Например, Дримкас предлагает пользователям принимать маркированные товары через ЭДО Taxcom — это один из трех самых крупных операторов. Работа с Taxcom входит в стоимость сервиса Дримкас Учет. Операторы ЭДО на сайте налоговой
На сайте «Честного знака» доступны функции бесплатного «ЭДО Лайт». Он подходит, если магазин работает напрямую с системой маркировки. Минус такого варианта — при приемке по УПД каждый товар надо вручную заносить в товароучетную систему. В Дримкас Учете товары из накладной автоматически попадают в базу и на кассу, им можно тут же назначить розничную цену и напечатать ценники.
Как можно будет перекидывать обувь с одного юрлица на другое?
Через универсальный передаточный документ. В УПД добавляют товар с кодами идентификации и отправляют его через ЭДО покупателю.
После отгрузки товара комиссионеру кто выводит товар из оборота в системе маркировки?
Комиссионер берет товары на реализацию. Он же и выводит товары из оборота, когда продает его на кассе.
Маркировка обуви с 1 июля 2020 года
Если после 1 июля 2020 купил обувь без маркировки, то как избежать штрафов?
Мы не рекомендуем покупать немаркированную обувь после этой даты: оборот таких товаров будет запрещен. Производители и импортеры нарушат закон, если ее продадут, а магазин — если купит. После 1 июля магазин покупает только маркированную обувь и принимает ее через УПД.
Как после 1 июля закупать товары у оптовиков?
Товары у оптовиков после 1 июля магазин принимает через универсальный передаточный документ.
Оптовики также могут продавать маркированные товары на кассе, а розница будет повторно вводить их в оборот по чеку. Но в этом случае можно купить товары не более чем на 100 тыс. ₽ — это лимит при расчете наличными между организациями и ИП.
Нужно ли переходить на упрощенную систему тем, кто торгует маркированной обувью?
Министерство финансов России пояснило, что продавцы обуви вправе работать на ЕНВД и патенте до 1 июля 2020-го. Они должны будут сменить налоговый режим до того, как продадут первую маркированную пару. письмо Минфина № 03-11-09/92662
Я работаю на ЕНВД, но обувь — только часть ассортимента. Как ее продавать?
Минфин пояснил, что предприниматель имеет право применять ЕНВД при продаже товаров без маркировки, а отдельно для обуви — упрощенку. Вести бухгалтерский учет потребуется с осторожностью, поскольку в случае ошибки налоговая переводит предприятие с упрощенки на общую систему налогообложения. письмо Минфина № 03-11-11/87500
Надо ли заключать дополнительный договор с ОФД при продаже маркированного товара?
Это зависит от того, какой ОФД магазин использует. Если это Дримкас ОФД, то дополнительный договор и доплата не нужны. Другие ОФД часто предлагают продажу маркированных товаров как дополнительную услугу.
Есть ли срок действия у марки, которую вывели из оборота, а покупатель потом вернул коробку с этим кодом?
Срока нет. Магазин продал товар, а покупатель потом его вернул вместе с кодом маркировки. Тогда ее можно отсканировать, вернуть товар, а потом повторно ввести в оборот. Код действует бессрочно.
Промаркируем остатки за вас
Чтобы получить код Data Matrix, необходимо выпустить электронную подпись, зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», заполнить профиль, получить доступ к регистратору эмиссии, описать обувь и заказать коды.
Мы сделаем все за вас — дождитесь курьера и наклейте этикетки
Автор: Илья Новиков
Эксперт