Маркировка молока: как подготовиться магазину

С июня 2021 года заводы обязаны маркировать всю выпускаемую молочную продукцию. Чтобы правильно ее продать, с декабря магазины считывают с пачек специальный код. Продавать молочку по-старому будет уже нельзя, за это оштрафуют. Рассказываем, зачем вводят маркировку, какие конкретно продукты будут приходить с новыми штрихкодами и как к этому подготовиться.

Рассмотрим темы:

Зачем нужна маркировка молока и молочной продукции

Что это. Маркировка — это нанесение на каждую упаковку или этикетку нового двумерного кода Data Matrix. Этот код неповторим и появится на каждой упаковке, с помощью него государство отслеживает всю цепочку движения товаров от производства до продажи.

С 2019 года маркируют сигареты, всю обувь, частично — одежду, белье и другие товары. Оператором маркировки выступает организация «Честный знак» — она выдает коды, получает и сохраняет информацию о движении товаров. С 2021-го начинается маркировка молочной продукции. Так выглядит код маркировки

Для чего нужна маркировка молока. В России подделывают много молочной продукции. По данным организации «Общественный контроль», чаще всего фальсифицируют сливочное масло — до половины всей продукции. Как правило, молочный жир заменяют на растительный. Так же подделывают молоко, среди него почти треть фальсификата.

Чтобы такая продукция не попадала в магазины, вводят обязательную маркировку. Благодаря ей с рынка вытесняют нелегальную продукцию и недобросовестных производителей, защищают покупателей от подделок — они могут проверить любой товар через специальное мобильное приложение и пожаловаться, если с покупкой что-то не так.

Как устроена обязательная маркировка молока

Движение товара по цепочке прослеживают на всех этапах, для этого участники цепочки передают информацию о каждом товаре в систему.

Производитель заказывает и печатает коды. Завод, небольшое производство или ферма заказывают коды через «Честный знак». До начала маркировки это бесплатно, после будет стоить 50 копеек плюс НДС.

Затем производитель самостоятельно маркирует продукцию. Для этого обращается в типографию или внедряет оборудование для маркировки молока в свое производство. В завершение завод сообщает «Честному знаку», что товар теперь в обороте.

Дистрибьютор забирает товар и сообщает об этом в систему. Для перевозки товара оптовик получает его и принимает накладную через систему электронного документооборота (ЭДО). Теперь в системе видно, что товар сменил собственника.

Розница покупает через ЭДО. Магазины принимают товар и тоже регистрируют это в системе. Они подписывают электронный универсальный передаточный документ (УПД). Когда покупатель видит товар на полке, он может считать код через приложение для смартфона и проследить всю цепочку.

Кассир «пикает» код и выводит товар из оборота. При продаже кассир считывает сканером код Data Matrix. Касса посылает информацию о реализации маркированного товара оператору фискальных данных (ОФД), а тот — в «Честный знак». Так товар выходит из оборота.

Также товар можно вывести из оборота по причине списания, например из-за того, что молоко испортилось.

Своя схема работы будет действовать для общепита: кафе и рестораны получают молочку, регистрируют это через ЭДО и выводят с пометкой о том, что она использована в производстве.

Так схема движения товара будет устроена с 2022 года. Но считывать коды на кассе магазину обязательно уже с 2021-го

Маркировка молока: сроки и что маркируют

Молочная продукция — самая широкая категория товаров, до которой дошла обязательная маркировка. Чтобы заводам, оптовикам и рознице было проще, новые правила работы вводят поэтапно в течение 3 лет. Маркируемая молочка в постановлении

Эксперимент — с 2019 года. Первые изготовители и магазины регистрировались в «Честном знаке» и тестировали работу с маркировкой.

Сыр и мороженое — с 1 июня 2021. Изготовители обязаны маркировать эти продукты новыми штрихкодами. Розница может сканировать коды при продаже или не делать этого — по желанию.

Молочная продукция со сроком хранения больше 40 дней — с 1 сентября. С этой даты маркируют почти все остальные продукты: молоко и сливки, сливочное масло, творог, сгущенку, йогурт, кефир, сыворотку, пахту, свернувшееся молоко, продукты из натуральных компонентов молока и напитки с содержанием молочного жира.

Молочная продукция со сроком до 40 дней — с 1 декабря. Это относится к тем же продуктам, но скоропортящимся.

Обязательное считывание кодов на кассе в магазинах — с 20 января 2022 года. С этой даты коды нужно считывать при продаже мороженого и сыров со сроком годности до 40 дней. С 31 марта 2022 правило распространяется на остальные категории со сроком годности до 40 дней, с 1 июня — на все категории молочной продукции.

Фермерские продукты — с 1 декабря 2022. Для фермеров сделали послабление — у них есть время на подготовку.

Какие продукты не подлежат маркировке. Для части молочной продукции не потребуется кодов:

  • молочка до 30 грамм. Если такая продукция продается в блоке, нужен один код на весь блок;
  • питание для детей;
  • специальное и профилактическое питание;
  • молоко на разлив, творог и сметана на развес;
  • остатки товаров на складе на дату начала маркировки.

Ниже полный список продуктов, для которых маркировка будет обязательна. Чтобы выяснить код ТН ВЭД, смотрите декларацию соответствия.



Маркируют ли остатки

Нет, остатки на дату начала очередного этапа не потребуют маркировки. Например, если 1 июня на складе лежат сыры, маркировать их не надо. Производитель может передавать сыры оптовикам, а розница — продавать. Но упаковки новой партии после этой даты уже нужно печатать с кодами Data Matrix.

Штрафы за работу без обязательной маркировки молока и молочной продукции

Изготовители и импортеры не имеют права игнорировать маркировку после 1 июня, а магазины — после 1 декабря. Если просто не маркировать продукцию и не считывать коды при продаже, будет штраф. Размеры штрафов в КоАП

За производство молока без кодов маркировки. Компанию-производителя оштрафуют на 50-300 тыс. рублей, директора или бухгалтера — на 5-10 тыс.

За реализацию товаров без маркировки. Штраф для розницы или оптовика — от 50 до 300 тыс. рублей, для директора — 5-10 тыс., для продавца — 2-4 тыс. рублей.

За продажу продукции без маркировки есть и уголовная ответственность с вариантами наказания — от штрафа 300 тыс. рублей до лишения свободы на три года. Наказание в УК

Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому будут штрафовать за ввод в оборот немаркированных товаров, недостоверную информацию в системе, поддельные коды и не переданные данные. Планируемые размеры штрафов — до 100 тыс. рублей, при следующем нарушении — до полумиллиона с приостановкой деятельности компании до 90 дней. Новые наказания за работу без маркировки

Работа с маркировкой без штрафов

Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.

Для маркировки молока и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.




Что нужно рознице для работы с маркировкой молока

C декабря 2021 года кассир в магазине обязан считать код маркировки при реализации любой молочной продукции. Так он будет выводить товар из оборота. Вот что для этого нужно.

Регистрация в системе. Розница, как и остальные участники оборота, регистрируются в «Честном знаке». Для этого придется купить квалифицированную электронную подпись и подать заявку на сайте.

Обновление онлайн-кассы. Касса должна поддерживать новый формат фискальных данных 1.2 (ФФД).

2D-сканер. Если магазин уже продает сигареты, скорее всего, тот же сканер можно будет использовать и для молочки. Если сканер используется только для алкоголя — надо убедиться, что он будет считывать коды Data Matrix, перенастроить его или купить новый.

ЭДО. До сентября 2022-го магазины должны выбрать оператора электронного документооборота и научиться подписывать накладные через ЭДО. Важно передавать правильный код товара или транспортной упаковки.

Лучше не тянуть с регистрацией и обновлением оборудования. В ноябре это будут делать все — начнется ажиотаж и магазин не успеет все настроить, протестировать и начать использовать в срок. Тогда есть риск штрафов.

Приемка маркированного товара

Пока магазины принимают маркированные товары по-старому — так же, как и не маркированные. Но с сентября 2022 года должны будут принимать вместе с продукцией УПД через электронную систему. Его подписывают две стороны — поставщик и розничный магазин. Эта информация уходит в систему маркировки — товар меняет собственника, продукцию можно выставлять на полку и продавать.

Так выглядит УПД для приемки маркированных товаров в «Кабинете Дримкас»

Как выводить из оборота

На кассе. Чтобы вывести товар из оборота, кассир считывает сканером код маркировки. Касса посылает информацию о продаже в ОФД, оттуда данные попадают в систему.

При списании. Если у молочки вышел срок или товар потерялся, его тоже нужно вывести из оборота. Это делают в товароучетной системе, с помощью акта списания. Этот документ владелец розничного магазина подает в систему и указывает, в чем причина: порча, утеря или кража. Его можно подписать и отправить удаленно.

Что нужно знать о маркировке молока в 2021 году

  1. С июня заводы маркируют кодами Data Matrix молочную продукцию, сначала — сыр и мороженое.
  2. С сентября маркируют молочку со сроком хранения от 40 дней, с декабря — до 40 дней.
  3. С декабря магазины обязаны сканировать коды при продаже, с сентября 2022-го — принимать товары у поставщиков через ЭДО.
  4. За работу без маркировки изготовителей штрафуют до 100 тыс. рублей, магазины — до 300 тыс. Возможен даже и тюремный срок.
  5. Чтобы подготовиться к маркировке, магазин сначала регистрируется в системе, затем обновляет кассу и покупает сканер, на последнем этапе — подключается к ЭДО.

Все для работы с маркированным молоком

Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.

Для маркировки молока и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.




Автор: Илья Новиков

Эксперт

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации