Как продавать маркированные товары в интернет-магазине

С 2020 года в России запрещают продажу немаркированной обуви, фотоаппаратов и шин, с 2021-го — одежды, белья и духов. Интернет-магазины тоже должны продавать товары с новыми кодами Data Matrix и отчитываться в систему маркировки «Честный знак». Мы разобрали основные схемы, по которым работают интернет-магазины. Рассказываем, как поменяется бизнес-процесс и как подготовиться к маркировке.

Что такое обязательная маркировка

Правительство активно вводит обязательную маркировку товаров с 2019 года. Раньше маркировали только алкоголь и шубы, с прошлого года — сигареты и обувь. В течение 2020-го года к этому добавится еще три категории: духи, шины, фотоаппараты. А с января 2021 коды появятся на одежде и белье. К 2024 году планируют маркировать большинство товаров.

Маркировка нужна, чтобы отслеживать движение товара от производителя до продажи. Это позволит убрать с рынка нечестных игроков. Оборот станет открытым для государства, бизнеса и покупателей. Код маркировки уже можно считать на упаковке с помощью приложения и посмотреть происхождение товара. Такие коды печатают на товарах


Когда запрещают продажу товаров без маркировки

Обязательную маркировку товаров вводят по категориям: сначала обувь, потом духи и фотокамеры, шины и одежду. Обувь нельзя продавать без маркировки с 1 июля 2020 года. До этого срока интернет-магазин может добровольно сканировать коды при продаже, а может продавать как раньше, без кодов. Сроки маркировки обуви

До запрета продажи определенной категории магазины маркируют остатки и учатся продавать по новым правилам

Как интернет-магазину подготовиться к маркировке

Интернет-магазины внедряют маркировку так же, как и офлайновые. Мы подробно рассказывали, как промаркировать остатки обуви на складе и торговать по новым правилам:

Если коротко, то до запрета продаж немаркированных товаров в определенной категории владельцу интернет-магазина нужно:

  • купить онлайн-кассу, если ее нет;
  • заключить договор с ОФД — оператором фискальных данных, он передает данные с кассы в налоговую;
  • приобрести 2D-сканер для считывания кодов Data Matrix;
  • купить электронную подпись (ЭП). Нужна усиленная квалифицированная ЭП;
  • зарегистрироваться в системе маркировки на сайте «Честного знака»;
  • промаркировать остатки товаров на складе;
  • зарегистрироваться в системе электронного документооборота (ЭДО), чтобы принимать электронные накладные от поставщиков.

Когда интернет-магазин получает товар от поставщика, сотрудник магазина должен проверить коды маркировки, например на коробках с обувью, и сверить их с кодами в накладной. После этого он подписывает электронную накладную — универсальный передаточный документ (УПД). Так интернет-магазин становится владельцем товара в системе маркировки.

Дальше покупатель делает заказ — с ним интернет-магазины работают по-разному, в зависимости от схемы продаж.

Задумались о продажах через интернет? Проконсультируйтесь в Дримкас

Мы поможем запустить интернет-магазин без покупки кассы и начать продажи онлайн.



Схема 1. Клиент вносит предоплату на сайте интернет-магазина

Когда покупатель приобретает товар и дает продавцу деньги, по закону ему нужно выдать чек. Теперь этот чек должен содержать код идентификации — это часть кода маркировки. В печатном достаточно обозначения «M», в электронном — нужен сам код. Мы подробно писали о новом формате фискальных документов.

В бумажном чеке на маркировку указывает M, в электронном — код целиком

В интернет-магазине выдать чек с кодом сразу после оплаты обычно невозможно: покупатель оплачивает онлайн, например, белые «Адидасы» 42 размера, но таких кроссовок на складе десятки. Покупка не привязана к конкретному товару. Поэтому интернет-магазин присылает покупателю два чека — один сразу, а второй позднее, уже с кодом маркировки.

Первый чек — сразу после оплаты. Интернет-магазин пробивает чек c признаком способа расчета «предоплата». Для краткости назовем его чеком предоплаты. Код идентификации вносить в чек предоплаты не нужно.

Второй чек — при выдаче заказа. Когда покупатель приходит в пункт выдачи или заказ приносит курьер, нужно пробить чек с признаком способа расчета «полный расчет». Для краткости назовем его чеком зачета предоплаты. Онлайн-кассы уже умеют прикреплять к такому чеку код идентификации. Возможно, вашу кассу нужно обновить, чтобы полноценно работать с маркировкой.

Интернет-магазин отправляет покупателю чек сразу после оплаты, а потом выдает второй чек с кодом идентификации

Схема 2. Клиент заказывает наложенным платежом, платит на почте

Клиент заказывает, например, три пары обуви наложенным платежом. Он ничего не платит, поэтому чек выдавать не нужно. Когда Почта России принимает деньги, она тоже не может выдать чек с кодом идентификации маркировки, поскольку не имеет права вскрывать посылку и сканировать коды на товарах. Сообщить о выбытии товара из системы маркировки нужно заранее. Поправки разрешают Почте выдавать чек без кода до 2021 года

При заказе — оповестить «Честный знак». Когда интернет-магазин отправляет обувь, ответственный сотрудник подает в систему маркировки сведения о выбытии товаров. Нужно указать данные:

  • ИНН продавца;
  • причину вывода — дистанционный способ продажи обувных товаров;
  • дату и номер первичных документов о выбытии товаров из оборота;
  • коды маркировки, которые выводятся из оборота;
  • стоимость заказа.

Чек — от Почты России. Сотрудник почты выдает чек без кода идентификации. До апреля 2021 года это законно. Выбытие товара из оборота произойдет на основе переданных до этого сведений.

Сотрудник интернет-магазина вкладывает чек без кода товара в коробку и заранее оповещает систему маркировки о продаже

Схема 3. Клиент платит интернет-магазину, заказ доставляет сторонняя курьерская служба

Здесь возможны два варианта. В первом курьерская служба принимает товар как агент, выводит товар из оборота и печатает чек. Второй вариант — интернет-магазин оповещает систему маркировки о выбытии товаров, как в схеме с «Почтой России».

Первый чек — сразу после оплаты. Чек предоплаты нужен для соблюдения закона, заносить в него код идентификации не нужно.

Второй чек — при вручении товара. Интернет-магазин передает обувь сторонней службе доставки по агентской схеме. Курьер вручает товар и пробивает чек с кодом.

Другой вариант: интернет-магазин отгружает обувь курьерской службе и подает в систему маркировки сведения о выбытии товаров. Курьер дает покупателю чек без кода маркировки.

Интернет-магазин отправляет покупателю чек сразу после оплаты, а второй — когда курьер доставит товар

Схема 4. Клиент платит интернет-магазину — агенту

Интернет-магазин продает обувь, которая хранится на складе у поставщика. Собственником товара в системе маркировки будет поставщик.

Первый чек — при оплате. Когда покупатель заказывает обувь, интернет-магазин принимает оплату и отправляет чек предоплаты без кода идентификации. Поставщик передает товар с помощью универсального передаточного документа интернет-магазину, права собственности остаются за поставщиком.

Второй чек — при вручении заказа. Интернет-магазин принимает деньги от покупателя, переводит поставщику деньги по закупочной стоимости, а комиссию оставляет себе. Когда клиент забирает товар в пункте выдачи или у курьера, ему нужно выдать второй чек — зачет предоплаты с кодом идентификации.

Поставщик передает товар и накладную интернет-магазину, его курьер принимает деньги и выдает чек

Что если покупатель вернул маркированный товар?

Предположим, что интернет-магазин отправил покупателю три пары обуви наложенным платежом. Две пары из трех клиент решил вернуть, потому что они ему не подошли.

В этом случае интернет-магазин подает сведения в систему маркировки и повторно вводит товар в оборот. Если клиент возвращает товар без кода маркировки, его можно заново промаркировать. Для этого нужно запросить новый код в системе маркировки. После этого товар можно снова продавать.

Что если покупатель оплатил товар, но не забрал?

Предположим, покупатель внес полную предоплату, но за товаром в пункт выдачи не пришел. Тогда товар не выходит из оборота в системе маркировки. Интернет-магазину нужно только пробить чек возврата. После этого товар можно снова выставить на продажу.

Что если интернет-магазин продает товар собственного производства?

В этом случае компания регистрируется в «Честном знаке» как производитель и заказывает коды маркировки. Для производителя один код стоит 50 копеек без учета НДС. После получения кодов их клеят на упаковку или сам товар и вводят в оборот — также на сайте «Честного знака».

При продаже покупателю нужно отправить чек предоплаты, при вручении — чек зачета предоплаты с кодом идентификации.

Что если проигнорировать маркировку?

С 1 июля 2020 года за продажу, хранение, перевозку или приобретение с целью продажи обуви без кодов маркировки предусмотрены штрафы: Статья 15.12 КоАП

  • для директора компании — 5 000-10 000 ₽,
  • для юрлица или ИП — 50 000-300 000 ₽.

В обоих случаях товары без маркировки конфискуют.

Если продать маркированные товары без кодов на 1,5 млн ₽ и больше, то по этому факту могут возбудить уголовное дело. Возможные наказания для обвиняемого: Статья 171.1 УК

  • штраф до 300 000 ₽ или доход за два года,
  • принудительные работы на срок до трех лет,
  • лишение свободы до трех лет со штрафом до 80 000 ₽.

Это относится и к другим категориям товаров. Штрафы по ним начнут действовать, когда вступит в силу запрет на продажу без маркировки.

Касса для интернет-магазина в аренду

Устанавливаем кассу в дата-центре, регистрируем в налоговой и помогаем подключить к интернет-магазину. Обновляем за вас программу и меняем фискальный накопитель.




Автор: Илья Новиков

Эксперты

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации