Бизнес по франшизе: как не ошибиться

Ежемесячно 18 тыс. человек ищут в «Яндексе» идеи «франшизы для малого бизнеса». Популярность запроса объясняется распространённым мнением, что покупка франшизы — это вложение в бизнес, риски, рентабельность и прибыльность которого уже посчитаны. Бери и зарабатывай!

Разберёмся: так ли это на самом деле и как подобрать франшизу, которая позволит зарабатывать вам, а не на вас.

Все продумали за вас

Под «франшизой» понимают аренду или покупку готового бизнеса. В российском законодательстве термин не определён, поэтому сделку регулирует договор коммерческой концессии и лицензионное соглашение.

Купить или арендовать франшизу может индивидуальный предприниматель или организация, но иногда продавец предъявляет собственные требования к организационно-правовой форме потенциального франчайзи.

В договоре между франчайзером (владельцем бренда) и франчайзи (покупателем) должно быть прописано право распоряжаться товарным знаком, условия предоставления рекламных материалов, правила использования фирменной символики и размер роялти (отчислений в пользу франчайзера). Чем подробнее франчайзер расписывает процессы, тем проще франчайзи запустить бизнес и получить прибыль.

Кажется, что франшиза — идеальный бизнес. Вам не нужно придумывать товар, описывать его конкурентные преимущества. Вы знаете, кто ваш клиент и что ему нужно. У вас есть бренд и готовые рекламные материалы. Но если бы только эти факторы влияли на успех бизнеса, по франшизе работали бы абсолютно все.

Франчайзи «Додо Пиццы» получают доступ к базе знаний по работе пиццерии и информационной системе «Додо ИС».

При выводе нового продукта на рынок всегда есть риск просчитаться: арендовать помещение в неподходящем месте, заложить слишком большой уровень спроса, ошибиться с количеством затрат.

Работа по франшизе не гарантирует отсутствие рисков, но это работа по испытанной бизнес-модели. Поэтому вероятность прогореть из-за неактуальности продукта в несколько раз ниже.

Обычный бизнес начинается с исследования ниши, расчёта спроса, прогнозирования прибылей, привлечения юристов для регистрации товарного знака. Покупатель франшизы может пропустить несколько этапов, обязательных для предпринимателя, начинающего бизнес с нуля. При работе по франшизе вы получаете даже поставщиков — риск нарваться на недобросовестного контрагента снижается.

С точки зрения маркетинга — франшиза выгодна. Чаше всего, франчайзи не нужно рекламировать продукт как бренд — этим занимается его владелец. Задача франчайзи — рекламировать себя и поддерживать качество продукта на должном уровне.

Покупатель франшизы инвестирует в продукт с репутацией, лояльными клиентами, контрагентами. Если вы готовы придерживаться рекомендаций, то франшиза может вам подойти.

Хороший продавец франшизы заинтересован в поддержании спроса на продукт, поэтому готов помочь своему партнёру советом или рекомендацией. Но не рассчитывайте, что франчайзер будет решать ваши проблемы, только советовать и делиться опытом.

Придётся следовать правилам и вкладывать деньги

Первый момент в работе по франшизе — это стартовый капитал. Франчайзер подумал за вас: разработал бизнес-модель, просчитал риски, нашел контрагентов, создал известный бренд. За возможность использовать готовые результаты труда нужно заплатить. Как правило, использование франшизы складывается из паушального (вступительного) взноса и ежемесячного роялти. Также вам понадобится вложиться в запуск: например, закупить оборудование и арендовать помещение.

Если вам предлагают франшизу, которая не предусматривает ежемесячной выплаты доли от прибыли — насторожитесь, возможно, дела компании идут не так хорошо, как описывает продавец. Станет ли владелец успешного бизнеса осознанно отказываться от прибыли? Вероятно, владелец такой франшизы зарабатывает исключительно на её продаже, а само предприятие не слишком доходно.

Бывает, что для новых франчайзи предусмотрены каникулы — первые 2–4 месяца, когда не нужно выплачивать роялти. Готовьтесь, что вы выйдете на прибыль или безубыточность не раньше, чем закончатся эти каникулы — франчайзер уже все просчитал.

Размер вступительного взноса зависит от раскрученности бренда — для среднего кафе быстрого питания вступительный взнос колеблется от 100 000 до 450 000 рублей. Порог входа в бизнес «Макдоналдса» или другой глобальной компании — в разы выше. Размер роялти может быть выражен в процентах — например, 5% от месячной выручки — или в абсолютной сумме — 150 000 рублей в месяц с четвертого месяца.

В описании хорошей франшизы вы найдете расчет инвестиций для нужного формата: от ремонта помещения и покупки оборудования до расходов на печать рекламных листовок и зарплаты сотрудникам. Иногда франчайзер за отдельную плату предлагает комплект необходимого оборудования с полным описанием бизнес-процессов.

Если франчайзер не предоставляет такой сметы или говорит, что предоставит ее после оплаты вступительного взноса — это повод задуматься, нужен ли вам такой партнёр.

В «Додо Пицце» подсчитали, что для запуска пиццерии нужно 3 млн рублей.

Контрагенты — это одновременно плюс и минус франшизы. С одной стороны, вам не нужно их искать и выбирать. Закупка сырья вместе с партнерами — франчайзером и другими франчайзи — может оказаться дешевле из-за скидки за объём. С другой стороны, сменить контрагента вы сможете только в том случае, если его решит поменять франчайзер. Самостоятельная смена контрагента грозит расторжением договора, даже если цены поставщика завышены, а качество оставляет желать лучшего.

При работе по франшизе нет места для творчества. Вам придётся придерживаться установленных правил в организации работы, производстве продуктов и даже обслуживании клиентов. Если правила нарушать, то лицензию на использование бренда отзовут, а договор расторгнут.

При расторжении договора и выходе из франчайзинга также могут быть свои особенности. Компания может определить срок, в течение которого бывший арендатор не может работать в смежных нишах. Если вы открыли пиццерию по франшизе, а потом расторгли договор, то вы не сможете использовать уже закупленное оборудование для производства пиццы под другим брендом.

Жесткая политика помогает защитить действующих франчайзеров от появления прямых конкурентов, которые досконально знают сильные и слабые стороны их бизнеса.

Как выбрать франшизу

К покупке франшизы нужно отнестись как к инвестициям в ценные бумаги — спешить не нужно. Для начала определитесь со сферой деятельности. Сегодня самая популярная ниша — заведения быстрого питания. Она выделяется тем, что большая часть работы зависит от франчайзера, а основная задача франчайзи — следование инструкциям и стандартам качества.

«Кофешоп Компани» закладывает 70 дней на открытие новой кофейни — всё автоматизировано.

В сфере услуг населению — успех больше зависит от франчайзера и персонала, а всё, что скрыто от глаз покупателя: расположение и контрагенты, влияют на рентабельность косвенно.

Чтобы выбирать наверняка во время поисков подходящего франчайзера, изучите:

  • историю развития компании, марки или бренда;
  • работу действующих франчайзи;
  • обратите внимание на условия и ограничения, например, к расположению.

Если у вас нет большого опыта работы с договорами, то перед покупкой обратитесь к юристу для правового анализа договора концессии. Вы потратите 15-20 тысяч рублей, но будете точно знать, о своих правах и обязанностях как франчайзи: не нарвётесь на штраф и не лишитесь бизнеса по неосторожности.

Если консультация юриста вам не по карману, то проанализируйте договор самостоятельно. В первую очередь обратите внимание на:

  • предмет договора и объем прав — описание комплекса исключительных прав, включая право на использование товарного знака или знака обслуживания;
  • срок действия договора — не может превышать длительность получения права на использование товарного знака;
  • обязанности и права сторон;
  • форму получения вознаграждения франчайзеру (роялти, паушальный платеж, наценка, фиксированные и периодические платежи);
  • эксклюзивные права на территорию;
  • ограничения по деятельности покупателя франшизы;
  • условия прекращения действия договора;
  • отметки о регистрации бумаги в Роспатенте.

Для анализа договора вам понадобится время, доступ к правовому справочнику и навык поиска в интернете.

Советы для покупателей франшизы

Франчайзеры заинтересованы в успехе франчайзи, поэтому не скупятся на рекомендации. Не рассчитывайте, что франчайзер будет решать ваши проблемы — он не нянька и не начальник, максимум — поделится опытом. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, когда франшиза на руках, а открыться невозможно, воспользуйтесь простыми советами.

  • Подыщите помещение, подходящее для выбранного бизнеса ещё до покупки франшизы.
  • Оговорите возможность добавить в договор исключительное право работы на вашей территории, если этого нет в договоре.
  • Убедитесь, что франчайзер не предоставляет ограничений на способ налогообложения. Для работы по франшизе отлично подходит вариант ЕНВД или патент, в ряде случаев выгодно работать по УСН.

Франшиза — бизнес, который, с одной стороны, требует дисциплины, а с другой — позволяет максимально снизить риски.

Запомнить

  1. Поищите отзывы о франшизе, но помните, что люди чаще пишут именно негативные отзывы. Отметьте самые тревожные моменты, чтобы потом обсудить их с действующими франчайзи.
  2. Постарайтесь выяснить у других франчайзи: устраивает ли качество поставщиков, как поддерживает франчайзер, как быстро вышли на окупаемость, что стало неожиданностью.
  3. Выясняйте объём денежных вливаний сразу: размер паушального платежа, роялти и инвестиций для старта.
  4. Проверяйте условия договора: передача прав, сроки, причины расторжения договора и штрафов. По возможности обратитесь к юристу.


Подписывайтесь на наши группы Вконтакте и Фейсбуке, чтобы не пропускать новые статьи для предпринимателей.

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации