Проверки Роспотребнадзора: как подготовиться магазину продуктов
Проверки Роспотребнадзора: как подготовиться магазину продуктов
В России продлили мораторий на плановые проверки Роспотребнадзора до конца 2022. При этом расслабляться предпринимателям, в частности, владельцам продуктовых магазинов, не стоит, поскольку инспекцию могут провести без предупреждения. Рассказываем, как подготовиться к визиту Роспотребнадзора и чем грозит неудачная проверка магазину продуктов.
Когда Роспотребнадзор может прийти в продуктовый магазин с проверкой?
С плановыми проверками инспекция Роспотребнадзора приходит по заранее согласованному графику. Периодичность проведения - раз в три года. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ "Об особенностях проведения в 2022 году плановых проверок", с плановыми проверками в продуктовые магазины инспекции ведомства не будут приходить до конца года. Исключение - продуктовые, получавшие штрафы за последние три года, или деятельность которых была приостановлена за нарушение санитарных норм и прав потребителей. Узнать о предстоящей проверке можно заранее на сайте Роспотребнадзора: нужно ввести ОГРН или ИНН организации в "Плане проверок Роспотребнадзора на 2022 год". Кроме того, за три дня до начала проверки Роспотребнадзор должен предупредить о ее проведении руководителя компании.
Для проведения внеплановой проверки у Роспотребнадзора должны быть причины: жалоба покупателя, требование проверить магазин от прокуратуры или истекший срок предписания после прошлой проверки (если инспекция нашла нарушения, а предприниматель не отчитался об исправлении). О проведении внеплановой проверки Роспотребнадзор обязан предупредить предпринимателя не менее, чем за сутки до визита. Кроме того, ведомство обязано согласовать такую проверку с прокуратурой. В случае, если ситуация экстренная и может угрожать здоровью людей или животных, получать разрешение от прокуратуры или оповещать проверяемого о приезде инспекции не требуется.
Кроме плановых и внеплановых проверок с июля 2021 года Роспотребнадзор проводит профилактические визиты. Причина для такого визита не нужна, так как он проверкой не считается. Инспектор напоминает владельцу магазина о санитарных правилах, которые предъявляются к реализации пищевой продукции. Во время такого визита сотрудники Роспотребнадзора не выдают предписания, однако обнаруженные ими нарушения могут стать поводом для внеплановой проверки. Предупредить руководителя магазина о профилактическом визите Роспотребнадзор обязан за 5 дней. Впрочем, предприниматель может отказаться от беседы с инспектором, об этом в ведомство нужно сообщить за три дня до визита.
Что проверяет инспекция Роспотребнадзора в продуктовых магазинах?
Роспотребнадзор проверяет соблюдение санитарных норм и прав потребителей. Ведомство проводит два вида проверок: к одним компаниям сотрудники ведомства приезжают самостоятельно и проводят проверку внутри магазина, у других компаний - запрашивают документы для проверки. При этом любая из этих проверок может быть как плановой, так и внеплановой. Ознакомиться с нормами можно в Постановлении главного санитарного врача РФ "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов, реализующих пищевую продукцию".
С июля 2021 года также появились новые контрольные мероприятия:
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- инспекционный визит;
- выборочный контроль;
- рейдовый осмотр.
Контрольная закупка предполагает, что инспектор покупает товар в магазине под видом обычного покупателя, после этого сообщает владельцу магазина о проверке и оформляет возврат купленного им товара, если это возможно.
При мониторинговой закупке инспектор вместо возврата товара направляет его на экспертизу. Во время инспекционного визита сотрудник Роспотребнадзора проводит осмотр магазина и проверяет документы, которые должны быть в продуктовом. При выборочном контроле инспектор посещает магазин и забирает образцы продуктов на экспертизу.
Рейдовый осмотр - это проверка всех торговых точек на рынке или в торговом центре. Порядок проведения мероприятий регулируется нормами 248-ФЗ "О государственном контроле и муниципальном контроле".
Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора магазинам продуктов?
Подготовиться к документарной проверке проще всего: необходимо проверить все бумаги, которые может запросить инспекция. В первую очередь проверяют ИНН, Устав, санитарные книжки сотрудников магазина, акты предыдущих проверок, а также материалы дел об административных нарушениях.
Сложнее дело обстоит с выездной проверкой, если в магазине есть нарушения, устранить их за сутки до приезда Роспотребнадзора сложно. Впрочем, все выездные проверки продуктовых проходят строго по проверочному листу, который размещен на сайте Роспотребнадзора. Инспекция обращает особенное внимание на соблюдение санитарных норм и прав потребителей в магазине, а также на сертификаты на продукцию и маркировку товаров.
О прочих контрольных предприятиях Роспотребнадзор заранее не предупреждает, следовательно, подготовиться к ним невозможно. Хотя, вероятность нарушить закон и получить штраф значительно ниже, если стараться вести бизнес без нарушений и тщательно изучать законы.
Чем может закончиться для продуктового магазина проверка Роспотребнадзора?
В случае, если инспекция нашла нарушения в работе продуктового магазина, Роспотребнадзор выписывает предписание с нарушениями, которые необходимо устранить, и привлекает его владельца к ответственности. При этом, если нарушение незначительное и не понесло за собой серьезных последствий, предпринимателю выписывают предупреждение.
За обман потребителя ИП могут выписать штраф от 10 до 30 тыс. рублей, а организации - от 20 до 50 тыс. рублей. Санитарно-эпидемиологические нарушения для ИП могут обернуться штрафом от 500 до 1000 рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 дней, а для организаций - штрафом от 10 до 20 тыс. рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 дней. Оказание некачественных услуг карается штрафом от 10 до 20 тыс. рублей для ИП или штрафом от 20 до 30 тыс. рублей для организаций.