Маркировка товаров: что изменилось и кто обязан работать с ЭДО

В России с каждым годом увеличивается список товаров, которые необходимо маркировать. В 2021 году наносить двумерные Data Matrix коды обязали на одежду, шины, фототовары, табачную продукцию, а в 2022 — на молочные продукты. Рассказываем, что изменилось в правилах маркировки, чтобы не запутаться в нововведениях.

Что такое маркировка?

Маркировка — это уникальный двумерный код Data Matrix, который производитель или импортер наносит на каждую единицу товара. Выдает такой код Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), в нем содержится информация о товаре в государственной системе маркировки товаров «Честный знак». Штрихкод позволяет Роспотребнадзору и покупателю отслеживать передвижения товара — от производства до продажи.

Обязательную маркировку правительство России ввело с 2018 года. Предполагается, что так покупатели будут получать только качественные товары — с рынка исчезнут контрафакт и недобросовестные производители, уклоняющиеся от налогов.

Как работает обязательная маркировка товаров

  1. Производитель или импортер генерирует штрихкоды в системе «Честный знак» (0,5 рублей за штуку) и наносит их на товар.
  2. При передаче товаров дистрибьютору производитель или импортер направляет УПД со списком всех кодов через электронный документооборот (ЭДО).
  3. При приемке товаров дистрибьютор сопоставляет коды из документов с теми, что нанесены на сам товар. Дальше подтверждает УПД и передает сведения в «Честный знак».
  4. Розничный продавец, в свою очередь, принимает товар от дистрибьютора, сверяет коды из документа с теми, что нанесены на товар. Также утверждает УПД и передает данные в «Честный знак».
  5. При продаже продавец считывает код маркировки товара сканером, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в «Честный знак». В этот момент товар выбывает из оборота.
  6. Роспотребнадзор может в любой момент установить местонахождение товара, а потребитель — убедиться в легальности совершенной им покупки.

Как уведомлять систему маркировки товаров через ЭДО

Передавать данные о пути товара с помощью маркировки можно двумя способами:

  • через личный кабинет государственной системы «Честный знак»,
  • с помощью электронного документооборота.

До 2022 года самым распространенным был первый способ, однако теперь производители духов и туалетной воды, шин и покрышек, фототехники, товаров легкой промышленности, а также обуви обязаны использовать ЭДО. Через эту систему предприниматель сможет принимать и подписывать накладные.

Перейти на ЭДО можно быстро, этот процесс не займет больше пяти дней. Нужно получить электронную подпись, подписать договор с оператором ЭДО и получить идентификатор участника ЭДО — уникальный код, который оператор ЭДО присваивает отправителям и получателям электронных документов.

Товары, подлежащие маркировке в 2022 году

На данный момент согласно постановлениям правительства, обязательной маркировке подлежат меховые изделия, лекарства, обувь, табак, фототехника, духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары легкой промышленности (одежда, постельное белье и полотенца). Подробно изучить список товаров и исключения можно на сайте «Честного знака».

Маркировка молока — с 2022 года. С 20 января 2021 года в России началась добровольная маркировка молочной продукции. Обязательными для мороженого и сыров штрихкоды стали с 1 июня 2021 года, для молочных продуктов сроком годности больше 40 дней — с 1 сентября 2021 года, для молочных продуктов сроком годности 40 дней и меньше — с 1 декабря 2021 года. В 2022 году, с 1 сентября продавцов обязали фиксировать выбытие мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и меньше.

С 1 сентября 2022 года продавцы начнут фиксировать выбытие из оборота остальной молочной продукции со сроком годности 40 дней и меньше. Фиксировать выбытие молочной продукции со сроком годности больше 40 дней потребуется с 1 сентября 2022 года. Объемно-сортовой учет для оптового и розничного звена вводится с 1 сентября 2022 года, а с 1 декабря 2023 года маркировка станет обязательной для фермеров.

Маркировка воды — с 2023 года. Для категории «минеральная вода» маркировка стала обязательной с 1 декабря 2021 года, однако в 2022 году начнут действовать новые требования. С 1 марта 2022 года маркировать станет обязательным всю остальную бутилированную питьевую воду. Исключения — упакованная вода изо льда и снега, для детского питания, для магазинов duty-free и дипломатических представительств. Розницу также обяжут передавать сведения о продаже маркированной воды в систему «Честный знак» с 1 марта 2023 года. А уже с 1 марта 2025 года участники процесса будут должны начать использовать ЭДО для передачи сведений.

Планировалось, что изменения в 2022 году коснутся также производителей и продавцов велосипедов и велосипедных рам. Начало обязательной маркировки для этой категории перенесли с 1 марта 2022 года на 1 марта 2023 года. А уже к 2024 году система маркировки станет обязательной для всех отраслей промышленности.

Маркировка пива, БАДов, антисептиков, медизделий — отложены. Маркировка этих товарных категорий началась в качестве эксперимента. Планируется, что тестовый период продлят до 2023 года. До этого производители и магазины работают по-старому.

За что можно получить штраф — маркировка

Если на товаре нет маркировки, его конфискуют. Должностным лицам грозят штрафы от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическим — от 50 до 300 тысяч рублей. Если речь идет о табаке, то для должностных лиц сумма штрафа составит от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических — от 300 до 500 тысяч рублей. За совершение преступления в особо крупном размере наступает уголовная ответственность — предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей или лишение свободы сроком до 5 лет.

За поддельные коды маркировки на товарах также грозит уголовная ответственность — штраф до 300 тысяч рублей. В случае предварительного сговора — лишение свободы на срок до 3 лет. При совершении преступления в особо крупном размере — лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом до 100 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Нарушение максимальной розничной цены на табак для должностных лиц может обернуться штрафом 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трех лет, для юридических — штраф в двукратном размере излишне полученной выручки.

Кроме того, должностным и юридическим лицам штрафы в размере от 1 до 10 тысяч рублей и от 50 до 100 тысяч рублей соответственно грозят за следующие нарушения:

  • отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки;
  • продажа продукции в розницу без передачи в систему маркировки сведений о выводе из оборота;
  • не введенные в оборот товары;
  • ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации;
  • передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки;
  • нарушение сроков передачи сведений в систему;
  • возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являлись.

Избежать этого поможет «Дримкас Учет». Программа — настоящий помощник для владельцев касс, с ее помощью можно принимать товары от поставщиков, вести учет остатков на складе, следить за эффективностью продаж и работать в ЭДО. Сервис контролирует все процессы — от приемки до списания.

Работа с маркировкой без штрафов

Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.

Для маркировки товаров есть все необходимое — от приемки до списания.


Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации