Как розничному магазину пережить кризис

Из-за эпидемии коронавируса в России временно закрылись все магазины, кроме продуктовых и торгующих товарами первой необходимости. Части магазинов пришлось остановить работу, а в остальных, по данным Дримкас ОФД, покупателей за прошедшую неделю стало меньше на 25%. Мы проконсультировались с юристом, изучили рекомендации Роспотребнадзора и рассказываем, как владельцу магазина сократить расходы в кризис, увеличить доход и не допустить заражения сотрудников и покупателей.

Разберем, как бизнесу выполнить эти задачи:

Кто продолжает работу

С 30 марта по 30 апреля 2020 года в России — нерабочие дни. Это касается всей розницы с наемными работниками. Но есть исключения: Указы президента: № 206 и № 207

  • аптеки;
  • магазины с продуктами и товарами первой необходимости. Это маски, антисептики, салфетки, мыло, туалетная бумага, зубная паста, прокладки, бытовая химия, товары для детей, спички, свечи и зоотовары;
  • АЗС;
  • службы доставки продуктов и готовой еды.

Продавцы таких магазинов и курьеры работают как раньше. А, например, магазины одежды, рестораны и парикмахерские временно закрыты. Кто конкретно должен приостановить работу, прописано в нормативных актах на уровне регионов, например в постановлении правительства Санкт-Петербурга и указе мэра Москвы.

Разберем, как розничным магазинам вести себя в кризис.

Сократить расходы

Когда у магазинов падает доход, платить аренду и зарплату не из чего. Отказаться от этих обязательств совсем у владельца магазина не выйдет. Даже если считать эпидемию форс-мажором, это не освобождает от оплаты: долг можно отложить, но не списать полностью. Мы выяснили у адвоката бюро «S&K Вертикаль» Ивана Бабина, за счет чего можно законно сократить расходы.

Попросить скидку на аренду. Собственник помещения заинтересован в том, чтобы пойти навстречу арендатору — так организации не закроются и помещения не будут простаивать. Поэтому магазин может попросить о скидке, и они с арендодателем подпишут дополнительное соглашение к договору с временным изменением цены.

Для изменения цены есть и формальные основания. Сторона имеет право требовать изменить договор при существенном изменении обстоятельств. Закон это разрешает, когда новые обстоятельства невозможно было предвидеть в момент заключения договора, а результат — арендатор лишается того, на что рассчитывал в начале сотрудничества. Уменьшение и потеря прибыли из-за эпидемии — как раз этот случай.

Списать обеспечительный платеж. Когда магазин заключает договор аренды с арендатором, он вносит обеспечительный платеж. Как правило, это стоимость одного месяца аренды.

Посмотрите в договоре, на погашение каких требований и при каких условиях можно направить обеспечительный платеж. После этого арендатора стоит письменно уведомить о списании этих денег. Так вы сможете месяц не платить за аренду. В будущем обеспечительный платеж, скорее всего, придется возместить.

Договориться об отсрочке. Если скидка не спасает положение, попробуйте договориться с собственником помещения об отсрочке платежа. Это лучше сделать устно, при личном общении, но закрепить договоренность в письменной форме. Лучше всего направить письмо на юридический адрес или адрес для корреспонденции, указанный в договоре. Это может оказаться полезным при будущем споре.

Полностью отказаться от аренды, если ТЦ закрыт. Некоторые торговые центры прекращают работу. В таком случае магазин не может больше использовать свое помещение. Это значит, что арендодатель нарушает свои обязательства и арендатор не обязан вносить платеж.

В крайнем случае — отстоять права в суде. В судебном процессе можно будет использовать такие доводы:

  • произошло существенное изменение обстоятельств и это нельзя было предвидеть в момент заключения договора;
  • арендатор вносил обеспечительный платеж, который можно зачесть как месяц аренды;
  • магазин договорился с собственником об отсрочке, что подтверждается письмом;
  • ТЦ прекратил работу и нарушил свои обязательства.

Нехватку денег из-за эпидемии закон не приравнивает к обстоятельствам непреодолимой силы. Но вероятно, через несколько месяцев в судах окажется вал споров по взысканию денег с арендаторов. Тогда суды могут начать по-другому оценивать связь между эпидемией и невозможностью оплатить аренду.

Снизить фонд оплаты труда. Закрытие магазина из-за эпидемии — это не основание отправлять сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы. Организация может только договориться с работником, чтобы он сам взял такой отпуск. Второй вариант — прибегнуть к простою. Выплаты сотруднику в этом случае можно сократить до ⅔ среднего заработка. Сумму рассчитывают, исходя из числа отработанных дней и заработка за год до начала простоя.

Заработать больше

Организовать доставку готовой еды через сервис. Если в торговой точке готовят еду, можно обратиться в службы доставки. Яндекс.Еда работает в 39 городах, Delivery Club — в 23, ZakaZaka — в 100. Владелец магазина оставляет заявку на сайте сервиса и заключает договор. После этого меню организации появится в приложении службы, в случае заказа — она пришлет курьера и доставит еду покупателю. За свои услуги эти сервисы берут высокий процент — до 35% суммы заказа.

Организовать доставку самостоятельно. Если магазин хочет доставлять покупателям продукты и другие товары, владельцу придется самостоятельно организовать доставку. Для этого магазин выполняет следующие шаги:

  1. Нанять курьера. Им может быть действующий сотрудник, с которым владелец магазина заключает дополнительное соглашение к договору.
  2. Выбрать решение для фискализации платежей — сервис с приложением на смартфоне или мобильную онлайн-кассу.
  3. Сообщить клиентам о доставке — разместить номер телефона на видном месте, сделать объявление в соцсетях, отправить SMS постоянным покупателям.
  4. Если заказов много, научиться выстраивать маршруты. В этом помогут такие сервисы, как Яндекс.Маршрутизация, Aurama и Zig-zag. Так курьеры будут выбирать оптимальные маршруты и выполнять до 10 доставок в день.

Задумались о продажах через интернет? Проконсультируйтесь в Дримкас

Мы поможем запустить интернет-магазин без покупки кассы и начать продажи онлайн.



Закупать товары первой необходимости. Некоторые товары и продукты покупатели берут сейчас чаще, чем остальные. Они хотят запастись на случай возможного карантина. По данным Nielsen, в 2-3 раза возросли продажи риса, гречки, макарон, влажных салфеток, сахара, туалетной бумаги и мыла. Владельцу магазина нужно постоянно отслеживать запасы этих товаров и вовремя закупать новые партии.

Обезопасить сотрудников

Обеспечить работников перчаткам, антисептиками и масками. Маски меняют каждые три часа при работе с клиентами. Одноразовые изделия нельзя надевать повторно. На руки лучше надеть перчатки или регулярно обрабатывать кожу антисептиками. Рекомендации Роспотребнадзора

Научить сотрудников мыть руки. Расскажите коллегам, как правильно мыть руки с мылом, и повесьте на видном месте плакаты с инструкциями. По возможности следите, чтобы они выполняли эти рекомендации в течение дня и после каждого посещения туалета, возвращения с улицы.

Соблюдать дистанцию между сотрудниками в 1,5 метра. Это нужно, чтобы исключить передачу вируса воздушно-капельным путем. Если возможно, лучше соблюдать такую дистанцию и с посетителями или установить пластиковые ограждения.

Замерять температуру работникам. Контролируйте температуру тела у работников инфракрасным градусником или попросите их воспользоваться обычным. Это стоит делать перед началом смены и в течение дня, если работник почувствует недомогание. Если температура повышена, отстраните сотрудника от работы и отправьте на лечение домой.

Не заразить покупателей

Дезинфицировать тележки, корзины, дверные ручки. Каждые два часа убирайте помещения с помощью дезинфицирующих средств. Особое внимание уделите дверным ручкам, выключателям, поручням, перилам, столам и стульям работников, оборудованию, туалету и другим общим комнатам. После обработки промывайте поверхности водой и высушивайте с помощью бумажных полотенец.

Разместить антисептики для клиентов. При входе в зал установите кожные антисептики для обработки рук в дозаторах. Так клиентам будет спокойнее покупать товары и они скорее вернутся в магазин снова.

Проветривать помещения. Открывайте окна в рабочих помещениях каждые два часа.

Использовать бактерицидные лампы в кухне. Это нужно для дезинфекции поверхностей, продуктов и посуды.

Дезинфицировать посуду 1,5 часа в моечных машинах. Выберите режим обработки, который дезинфицирует посуду в течение 90 минут при температуре не ниже 65°С.

Что нужно знать о работе в кризис и во время эпидемии

  1. В марте-апреле 2020 года продолжают работу магазины, которые продают продукты и товары первой необходимости. Но и у них поток покупателей снижается.
  2. В ситуации кризиса можно попросить скидку на аренду, списать обеспечительный платеж и договориться об отсрочке дальнейших платежей.
  3. Если ТЦ закрылся, магазин не обязан платить за аренду.
  4. С работниками можно договориться об отпуске за свой счет или отправить их в простой с сохранением части зарплаты.
  5. Чтобы заработать больше, организуйте доставку товаров и следите за наличием товаров первой необходимости.
  6. Обеспечьте сотрудников масками, перчатками и антисептиками. Дезинфицируйте все предметы и поверхности, проветривайте помещения.

Автор: Илья Новиков

Эксперты

Развивайте бизнес вместе с нами
Подпишитесь и не пропустите новые публикации